ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ

Категория: Рецензии | Автор новости: admin, 21-05-2010, 00:00

ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ/DANCER IN THE DARK/
Страна: Дания
Год выпуска: 2000
Продолжительность: 140 минут
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морз, Питер Стормар, Удо Кир, Сиобхан Фэллон и др.

Рискую столкнуться с непониманием, но творчество фон Триера не производит на меня безоговорочно положительного впечатления и вызывает крайне противоречивые эмоции. С одной стороны, уважение к режиссеру за попытки делать "другое" кино в пику Голливуду, за вклад в дело "Догмы", да много еще за что. С другой, раздражение, поскольку фон Триер в своих фильмах настолько откровенно манипулирует чувствами зрителя, что иногда это буквально переходит все мыслимые границы. И если после просмотра, скажем, "Эпидемии" и "Идиотов" у меня осталось ощущение, что это было, по крайней мере, интересно, то "Танцующая в темноте" запомнилась, прежде всего, как вопиющий пример "выжимания" эмоций из зрителя.

Думаю, я никому не испорчу просмотр фильма, если опишу сюжет до самой финальной точки. Мне кажется, фильм был настолько подробно просмакован в прессе, что сюжет и без моих описаний уже знаком даже тем, кто "Танцующую в темноте" не видел. Чешская эмигрантка Сельма (Бьорк) работает в Штатах на заводе, копит деньги на лечение сына, который без операции, скорее всего, ослепнет из-за наследственной болезни. Сама Сельма уже практически слепа. Накопленные деньги крадет ее сосед и друг. Сельма просит вернуть украденное, сосед отказывается. Тогда Сельма его убивает, а деньги отдает врачу на операцию. Сельму арестовывают, судят, приговаривают к смерти и в итоге вешают.

Создается такое впечатление, что в "Танцующей в темноте" фон Триер добивается единственной цели - шквала рыданий в зрительном зале. Режиссер настойчиво, капля за каплей выдавливает из зрителей слезы. Кадр за кадром, сцена за сценой. Убогий быт, несбывшиеся мечты героини, жертва ради ребенка, казнь. Получается эффектнее, чем в самом профессионально скроенном голливудском "слезовыжималове" вроде "Титаника". Однако если в том же "Титанике" откровенный навязчивый мелодраматизм простителен (на то он и Голливуд), то подобного рода поделка от режиссера ранга фон Триера вызывает недоумение. А зрители плачут, хлюпают носами, утирают слезы платочками. Такой массовой истерии в кинотеатре мне до того момента видеть не приходилось.

Сельма, героиня Бьорк, безусловно, вызывает жалость. Однако не симпатию и уважение. Глупая, непривлекательная, эгоистичная женщина. Да-да, именно эгоистичная. Разве не эгоизм заводить ребенка, зная, что он обречен на страшную наследственную болезнь? Заводить ребенка, обрекая его на страдания, просто потому, что "хотела подержать его на руках" (этот пассаж, видимо, должен вызвать еще один мощный приступ рыданий у зрителя)? Пафос жертв Сельмы ради сына намеренно возводится режиссером в степень, как, впрочем, пафос и трагизм всего фильма. Если задуматься, жертва матери ради единственного ребенка, самого близкого живого существа на свете, - это не совсем и жертва. Истинная жертва подразумевает бескорыстие. Однако для женщины, матери именно благо ребенка является высшей ценностью, а вовсе не собственное благо, даже не собственная жизнь. Особенно это верно для маниакально одержимой любовью к сыну и собственной жертвенностью Сельмы. Мужчина фон Триер этого явно не понимает, вот и старается представить Сельму героиней, достойной шекспировских трагедий. Не получается. И еще. Есть во всем сюжете, в поведении Сельмы, тупо идущей на убой, словно жертвенная овца на заклание, какая-то неправдоподобность, надуманность. Все эти трагические перипетии словно высосаны из пальца. Что касается Бьорк и ее актерских способностей, то мне не вполне понятен восторг зрителей и критиков (певица даже получила приз на Каннском кинофестивале за лучшую женскую роль). Пожалуй, все скорее в пределах нормы, но не лучше. Ничего особенного. Бьорк в принципе даже не пришлось играть в полном смысле этого слова. Она и в своих клипах точно такая, как в фильме - нелепая, надломленная женщина.

Режиссер включил в фильм множество опереточных сцен. Драма в стиле мюзикл смотрится довольно странно. Зрелищно - да. Неожиданно - да. Но так и просится вопрос: А ради чего все это? Драматизма танцевальные номера картине не прибавляют. Полноценный мюзикл из бытовой драмы тоже не получился. В целом музыкальность не привносит в фильм никакого нового смысла, ничего не выражает. Похоже, что оригинальность в данном случае является самоцелью. Эдакое ванильное мороженое под соусом чили. Оригинально. Но невкусно. И стоило ли?

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что я не навязываю никому свое видение этого фильма. Если кто-то считает фон Триера гением альтернативного кино, а "Танцующую в темноте" отличным фильмом, это его право. В конце концов, вопрос еще и в том, с чем сравнивать. С туповатыми боевиками, или с лучшими образцами интеллектуального кино.

 


Ключевые теги: мюзикл, драма

Похожие материалы:

Ларс фон Триер увлекся нимфоманками

Ларс фон Триер увлекся нимфоманками

Эпатажный режиссер Ларс фон Триер приступает к подготовке своего нового проекта, который откроет все тайны женской сексуальности. Имя Ларса фон Триера всегда упоминалось в контексте авторского, фестивального кинематографа.
Рассекая волны

Рассекая волны

«Рассекая волны» - один из тех уникальных фильмов Ларса фон Триера, к которым он еще полностью не применил правила «Догмы 95» - своеобразного клуба (волны, направления, движения – называйте, как хотите) нескольких режиссеров, которые решили, что снимать кино так, как снимали до них, им не интересно. А интересно – непрофессиональные камеры, плохо освещенные сцены, смазанный цвет и зернистость кадра, то есть снимать кино как можно ближе к жизни.
Меланхолия

Меланхолия

Вот и сказочке конец... Не знаю, как вам, но лично мне последние работы Ларса фон Триера, окончательно порвавшего с глупостями «Догмы 95», нравятся куда больше, чем старенькие «Идиоты» (1998) да «Танцующая в темноте» (2000). Правда, чем интереснее мэтр снимает, тем более эгоцентричными становятся его отлитые в пленке приступы мизантропии.
Антихрист

Антихрист

С трёхмесячным опозданием (прокат данной картины в России начался 2 июля сего года)  наконец-таки добрался самый чудовищный на сегодняшний момент фильм одного из главных манипуляторов современного кинематографа Ларса фон Триера «Антихрист» (Antichrist). Участник конкурсной программы Каннского международного кинофестиваля этого года представляет из себя мрачную и злобную картину человеческого существования, отягощённую символами сверх всякой меры.
Бандитки

Бандитки

Казалось бы, времена, когда один из персонажей романа Фредерика Бегбедера «99 франков» упорно спрашивал окружающих «Да кто такая Сельма Хайек?», безвозвратно прошли. Однако, глядя на постер «Бандиток», в этом можно усомниться: на нём красуются, как и положено, Сельма Хайек и Пенелопа Крус в ковбойских прикидах, вот только подписи к их изображениям перепутаны. Ну да не беда, среднестатистическому мужчине что Хайек, что Крус — никакой разницы: обе

Просмотров: 2158 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
В паре с каким актёром вы бы предпочли увидеть Милу Кунис в одном фильме?
Райан Гослинг
Джерард Батлер
Роберт Дауни мл.