4 месяца, 3 недели и 2 дня

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 20-01-2011, 09:52

4 месяца, 3 недели и 2 дняЕсли вы живете при тоталитарном режиме и вам необходимо разрешиться от нежелательного бремени где-нибудь на пятом месяце, то рецепт довольно прост: снимите номер в отеле, пригласите гинеколога, который введет в ваши внутренности специальный зонд, дождитесь выкидыша, но ни в коем случае не спускайте плод чрева своего в унитаз (коли уж в «Грязных прелестях» засор возник из-за человеческого сердца – целый младенец явно обнулит пропускную способность гостиничных коммуникаций); заверните несостоявшегося гражданина мира в полиэтилен, дойдите до квартала многоэтажек, там поднимитесь на последний этаж произвольно выбранного дома и спустите дитя в мусоропровод, после чего вернитесь в отель и закажите себе праздничный ужин, поскольку, таскаясь с младенцем в мешке, вы успеете изрядно проголодаться. Впрочем, Кристиан Мунджу получил свою «Пальмовую ветвь» не столько даже за актуально-гуманистический сюжет, сколько за интонацию, не имеющую ничего общего с тоном моего краткого пересказа.

Мунджу работает в стилистике, если так можно выразиться, «черного реализма», даже отчасти натурализма, только в отличие от авторов вроде Золя он бесстрастен до исступления. Его холодная, статичная камера, вынося за скобки эмоции персонажей, вперяется в быт, постепенно набирающий интенсивность и в итоге сгущающийся до трагедии, и лишь в эпизоде с поисками подходящего контейнера для младенческого тельца переходит в нервный, блуждающий, почти истерический ручной режим. Наблюдая за тем, как две подруги судорожно пытаются решить проблему беременности одной из них, как они доплачивают своим телом недостающую сумму подпольному акушеру, сыну постепенно выживающей из ума старухи-матери (зримо очеловечивающая деталь!), как одна лежит с зондом во внутренностях, в то время как вторая страдает на дне рождения любовника, мучаясь собственной социальной инородностью и тем, что в нее кончили в грозящий беременностью день, – наблюдая за всем этим на фоне явственного разложения тоталитарного режима Чаушеску, агонизирующего на пороге эпохи Marlboro, Kent и Rexona, аналитик-объективист Кристиан Мунджу замечательно следует известному чеховскому рецепту: «Когда изображаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее – это дает чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее... Да, будьте холодны»; или вот еще: «Над рассказами можно и плакать, и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление» (из писем Л. А. Авиловой от 19 марта и 29 апреля 1892 года соответственно).

Конечно, предсказуемо рассекающих сюжетные волны героинь, сдающих экзамен за первый триместр жизненного пути, хочется иногда пришпорить каким-нибудь сардоническим возгласом – вроде «Но-о-о, залетные!». Конечно, Кристиану Мунджу в фабульных стыках не помешали бы символические обобщения, разгоняющие анемичную кровь повествования и заставляющие скрытую экспрессию работать на катартическое узнавание судьбы по частностям и деталям (такова, собственно, базовая техника современной трагедии). Но как выверенный образец стиля фильм выдерживает свою линию без единой запинки, без сучка в немигающем глазу кинокамеры, хотя, возможно, – если посмотреть с другой стороны – и без единой задоринки.

Ключевые теги: драма

Похожие материалы:

Добровольно-принудительно

Добровольно-принудительно

Официальный слоган фильма: «Флаг вам в ж..!», а режиссер Рубен Остлунд называет свой фильм абсурдистской трагикомедией. И со всем этим не поспоришь. Разве только можно заметить, что это не совсем фильм в том значении, как мы привыкли, скорее, это снятый на пленку социальный эксперимент. Не так художественно, как «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля, но также занятно.
Аватар

Аватар

Джеймс Кэмерон, всегда идущий в авангарде кинотехнологий, тем не менее каждый раз снимает фильмы, пропитанные духом традиции. Революционные для своего времени «Терминаторы» – революционные именно в области спецэффектов – по содержанию были чуть ли не манифестом старого доброго гуманизма, каким он сформировался к концу ХХ века.
28 недель спустя

28 недель спустя

«28 недель спустя» напрямую продолжают линию «28 дней...», и вовсе не в смысле одного лишь продолжения сюжета: предмет обоих фильмов – те губительные и зачастую необратимые изменения, которые происходят с психикой физиологически здоровых людей на фоне социально-биологических катаклизмов.
1408

1408

На протяжении всего своего многолетнего литературного творчества Стивен Кинг взволнован, в сущности, одним-единственным вопросом, с завидной регулярностью прорывающимся сквозь плотный демонический стрекот ужасов, летающих на крыльях ночи: какова духовная судьба плохого писателя, которого Бог наградил талантом, постепенно сошедшим на нет? Те, кто смотрел, например, «Темную половину», или «Мизери»,
Другой

Другой

Вообще-то в оригинале фильм называется «Godsend», что можно перевести как «Посланный/дарованный Богом». Наши же прокатчики по старой традиции назвали картину исходя из смысла. А смысл там прост, и даже удивительно, что эту тему поднимают только сейчас. Молодые и красивые родители в исполнении Грега Киннера и Ребекки Ромин-Стамос до исступления любят своего единственного сына Адама. По исполнении ему 8 лет, мальчик трагически погибает. Вот тут и появляется герой

Просмотров: 1569 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Тони Старк (Железный человек) и Шерлок Холмс?
Тони Старк
Шерлок Холмс