Добровольно-принудительно

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 11-06-2010, 22:09

Добровольно-принудительноОфициальный слоган фильма: «Флаг вам в ж..!», а режиссер Рубен Остлунд называет свой фильм абсурдистской трагикомедией. И со всем этим не поспоришь. Разве только можно заметить, что это не совсем фильм в том значении, как мы привыкли, скорее, это снятый на пленку социальный эксперимент. Не так художественно, как «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля, но также занятно. Остлунд свел до минимума количество монтажных склеек, поэтому каждая история, входящая в фильм, снята одним длинным кадром.

Всего пять историй – пять сюжетных линий, которые между собой никак не пересекаются. Нет, не короткометражки, а именно сюжетные линии, которые прерывают друг друга, потом продолжаются вновь, потом опять прерывают друг друга, потом опять продолжаются. Все с одной единственной целью: доказать, что все люди – добровольно-принудительные придурки.

В какой-то момент – где-то в середине фильма – вы поймаете себя на мысли, что вас тошнит. Не потому, что фильм плохой, а потому что он слишком правдивый. Постепенно, не навязывая чужие мысли и не впадая в стереотипы, он показывает и доказывает, насколько глупо вести себя так, как мы себя ведем, потому что то, как мы себя ведем вроде бы наш добровольный выбор, с другой – такое поведение нам навязало общество.

Герои фильма не делают ничего необычного. Они живут также как и мы, хоть и в Швеции. Они попадают в такие же ситуации и также не понимают, как из них выпутаться. Кто-то сломал занавеску в автобусе. Водитель отказывается ехать дальше, пока этот кто-то не признается, что это сделал он. Просто признается. Его никто не будет бить, с него даже не возьмут деньги на новые занавески. Нужно только сказать, и автобус поедет. Но человек не признается в первые две минуты, не признается через полчаса. А потом ведь уже как-то стыдно, верно? И люди будут косо смотреть, потому что пока ты решался признаться, они потеряли несколько часов своего времени. И так маленькая ложь вырастает уже в нечто большее: предательство и комплекс вины на много лет. И этот выбор – отмолчаться, с одной стороны – добровольный – самостоятельно принятое решение, с другой – принудительный, потому что заранее известна реакция общества на происшествие, и боишься именно этой реакции.

Или представьте какой-нибудь праздник, на котором собирается куча незнакомых людей. И им нужно как-то взаимодействовать между собой. Они говорят о ерунде, улыбаются, когда нужно улыбаться, смеются, когда нужно смеяться. Смотришь на это со стороны – и противно. А ведь кто из нас так не делал? И тоже: с одной стороны – добровольный выбор быть «хорошим» и любезным, с другой – принудительная манера поведения, навязанная обществом. Противно, гадко, но ведь привыкли.

Или малолетние школьницы-блондиночки. Они позируют перед камерой, показывают трусики, лифчики, выпирают животики и грудь, строят сексуальные мордочки, жуют жвачку. Так минут 5-7. Смотреть противно. А почему противно, ведь кто из девочек так не делал? Но почему в автобусе взрослый парень улыбается этим девочкам, хотя видит, что они малолетние и пьяные, почему позволяет им говорить «ты» и трогать себя? Почему он не скажет, что это некрасиво, что неприлично, что это гнусно, в конце концов? Сколько раз мы все вот также отворачивались от таких девочек, потому что «не наше это дело»? С одной стороны – добровольно, потому что ну зачем нам лишние проблемы, с другой – принудительно: не положено влезать в частную жизнь, каждый живет так, как хочет.

Главная идея фильма очень лаконично вложена в серединку – эпизод со школьницей, которой показывают картинку с двумя линиями и просят показать ту, которая короче. Она показывает правильно, но ее одноклассники хором кричат, что она неправа. Тоже происходит и во второй раз. В третий раз, смущенная девочка, показывает на явно короткую линию, утверждая, что она длиннее той, что рядом. Люди, живущие рядом, имеют над нами огромную власть. Карл Юнг назвал эту власть «коллективным бессознательным».

А те, которые упорно продолжают утверждать, что длинная линия действительно длиннее, в этой добровольно-принудительной солянке на фоне окружающих очень заметны. Учительница – скромная, в розовой кофточке, явно любящая свое дело – не может смириться с тем, что учитель столярного дела избил ученика, а коллегам на это плевать. Случайный автомобилист, в машину которого тупоголовые школьники кинули бутылку, не подумал «моя хата с краю, никого не знаю» и не смог оставить валяться на земле упившуюся девочку, хотя ее бросила даже лучшая подруга. И это он делает скорее добровольно, потому что принудительно – оставить девочку дальше обташнивать траву вокруг себя, а не свою машину.

Иногда хочется вмешаться, топнуть ногой, крикнуть «хватит!» - настолько живая картинка и настолько непринужденно живут в экране актеры. При этом фильм не решает какой-то социальной задачи. Это эксперимент: показал – приняли к сведению - забыли. Посмотрели – узнали себя – приняли к сведению – забыли. Потому что отказаться от того мерзкого угнетающего принудительного, что живет внутри каждого – задача по силам только Маугли, а всем остальным так и придется жить с этим противным тире между добровольным и принудительным.


Похожие материалы:

Сиквелы: особая привлекательность

Сиквелы: особая привлекательность

Сиквел представляет собой продолжение кинокартины, снятое после успешного показа первого фильма, либо в одно время с ним. В классическом варианте режиссер (или кто-то другой), видя, что тема заинтересовала зрителей, решает не останавливаться на достигнутом.
Гринберг

Гринберг

Фильмов про кризис 30-летнего возраста существует почти столько же (может чуть меньше), сколько фильмов про трогательную любовь со счастливым концом. А вот с фильмами про кризис 40-летних есть проблема - их очень мало. Правда, с появлением «Гринберга» стало на один больше.
Мальчишник в Вегасе

Мальчишник в Вегасе

Год: 2009 Жанр: Комедия Страна: США Длительность: 95 мин. Режиссер: Тодд Филлипс (Todd Phillips) В ролях: Джастин Барта (Justin Bartha), Брэдли Купер (Bradley Cooper), Зак Галифианакис (Zach Galifianakis), Эд Хелмс (Ed Helms)
Любовь-Морковь 3

Любовь-Морковь 3

Кто только не менялся телами в кино, но чтобы в одной семье произошло сразу двойное «переселение душ» – такое вы увидите впервые! С сегодняшнего дня новый фильм «Любовь-Морковь 3» доступен и на лицензионных DVD – как всегда, в лучшем качестве видео и звука. Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни, пусть ненадолго, но мечтал о том, чтобы поменяться с кем-нибудь телами, или же просто войти в образ другого человека – другого пола, возраста,
Дорога к дому /The way home/

Дорога к дому /The way home/

2002 год  Режиссер Ли Чжон Хян В ролях: Ю Сеунг-Хо, Ким Ал-Бун

Просмотров: 3119 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:
Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Жанр: Публикации
Как определить надёжность букмекера, какие бонусы можно получить и как ими пользоваться.

Актуальная информация массаж для мужчин с окончанием здесь.
Опрос:
В паре с каким актёром вы бы предпочли увидеть Милу Кунис в одном фильме?
Райан Гослинг
Джерард Батлер
Роберт Дауни мл.