ТОРЖЕСТВО (ДОГМА №1)

Категория: Рецензии | Автор новости: admin, 11-05-2010, 01:52

ТОРЖЕСТВО (ДОГМА №1)/FESTEN (DOGME №1) / 
Страна: Дания
Год выпуска: 1998
Продолжительность: 105 минут
Режиссер: Томас Винтерберг
В ролях: Ульрих Томсен, Хеннинг Мортисен, Томас Бо Ларсен, Бирт Неманн, Паприка Стин, Трин Дихолм, Хелл Долерис и др.

Первый фильм датского проекта "Догма 95", наделавшего немало шума в Европе и собравшего немыслимое количество различных кино-наград. Проект задумывался датскими режиссерами с целью противостоять "некоторым тенденциям" современного кинематографа. Понять, что это за ненавистные режиссерам тенденции можно, обратившись к списку правил, которым обязуются следовать участники проекта при создании своих фильмов. Приведу примеры: съемка только на натуре, без декораций; съемка только ручной камерой; никакого специального освещения, оптики или фильтров; звук должен записываться одновременно с изображением, никаких саундтреков; жанровые фильмы не приемлемы; запрещены любые поверхностные приемы "на публику" (например, демонстрация в фильме убийств, оружия), имя режиссера не должно упоминаться в титрах и т.д. Изначально была отснята трилогия: Догма №1 "Торжество" Винтерберга, Догма №2 "Идиоты" Ларса фон Триера (именно эти режиссеры и стояли у истоков проекта) и Догма №3 "Последняя песня Мифуне" Сорена Крэг-Якобсена. Однако в настоящее время проект расширился всемерно, перестал быть исключительно датским и не ограничивается кругом первоначальных режиссеров-участников. Собственно снять Догму №N может любой желающий, достаточно лишь следовать упомянутым выше правилам. В тот момент, когда мной писалась эта рецензия, Догм было уже 35, причем география проекта включала 12 стран, от США (лидер по числу фильмов) до Кореи и Чили.

Буду откровенна, высокопарные речи участников "Догмы 95" о необходимости спасения кинематографа посредством новаторства в духе их списка правил не вызывают во мне положительного отклика. Любой показной бунт отдает позерством. "Посмотрите, мы устраиваем революцию!" Нагромождение правил и канонов, по которым нужно правильно бунтовать выглядит еще большим позерством. Почему бы просто не снимать кино? Идея приблизить кино к жизни в высшей степени симпатична. И все же неужели для ее воплощения не хватило бы приличного сценария, хороших актеров и отказа от вычурных спецэффектов? Однако проект получился действительно интересным. По крайней мере, в части первых датских Догм. Тот случай, когда внешнее, показное, суета с манифестами, уставами, клятвами верности делу и прочей дешевой ерундой не смогли заслонить собственно кино. "Торжество" среди первых Догм представляется наименее радикальным фильмом и, на мой вкус, самым сильным и интересным из трех. Глубже и серьезнее "Мифуне", но без сползания в шизофренические бредни, как у фон Триера.

Что мне представляется наиболее спорным? Как уже было сказано выше, участники "Догмы 95" пытались дистанцироваться среди прочего от принятых в кинематографе, особенно американском, канонов операторской работы, ярких красок, получаемых благодаря высококачественной кинопленке и работе всевозможных художников, мастеров цвета и спецэффектов. "Торжество", как и другие Догмы, снято на любительскую камеру со всеми вытекающими особенностями: периодическим "вздрагиванием" изображения, беспорядочно сменяемыми ракурсами, тусклыми цветами, рябью, как на старых затертых видеокассетах. Контраст с "обычным" кино ощущается на все сто. Так что, если цель состояла именно в том, чтобы создать что-то принципиально отличное от привычного кинематографа, она была достигнута. Вне всякого сомнения. Однако, как ни странно, от операторского новаторства фильм не выигрывает в реалистичности. Напротив, подчеркнутая шероховатость съемки отвлекает от сюжета, как бы постоянно напоминая о том, что это только кино. Теряется иллюзия присутствия, погружения в фильм. И если Винтерберг старался добавить "Торжеству" жизненности, скорее был получен противоположный результат. Впрочем, все относительно. Сопоставляя Догмы с нашпигованными спецэффектами и новейшими операторскими примочками блокбастерами последних лет пяти, невольно перестаешь думать о правилах "Догмы 95" как о таком уж серьезном недостатке.

Предшествующие абзацы относились не только к "Торжеству", а скорее к проекту в целом. Теперь стоит рассказать непосредственно о ленте Винтерберга. О чем фильм? "Торжество", по словам самого режиссера, - "рассказ о жизни и смерти, о людях, привыкших постоянно контролировать себя и быть под неусыпным контролем со стороны других, которые нежданно оказались в ситуации полного отсутствия контроля и самоконтроля". На празднование юбилея главы большой датской семьи съезжаются многочисленные родственники и друзья. Нет среди собравшихся лишь дочери юбиляра, покончившей с собой при неясных обстоятельствах незадолго до праздника. Шикарный загородный особняк. Роскошный обед. Ладно сидящие на лицах гостей маски почтения, любезности и доброжелательности. Однако напряжение буквально электризует воздух в доме, в котором далеко не все благополучно. "Взрыв" происходит, когда старший сын юбиляра, брат-близнец погибшей девушки, произносит речь, в которой обвиняет отца в том, что тот насиловал его и сестру в детстве. Правда или ложь? Остаток фильма посвящен выяснению сути, в процессе чего еще не одна порция глубоко запрятанной нелицеприятной правды выходит наружу, и не один раз родные схлестываются, проверяя на прочность свои отношения. Эмоции подчас выглядят преувеличенными, факты заставляют содрогнуться от отвращения, однако интерес к происходящему на экране не ослабевает до последней минуты. Поскольку ничто не приковывает внимание сильнее, чем человеческие переживания, показанные без ретуши и прикрас.

 

Еще до своего выхода сериал алькатрас уже получил награды и нашел своих поклонников. Это интригующий триллер и действительно захватывающий сюжет. Это кино для тех, кто ценит умные и качественные сериалы. Если и вы входите в когорту ценителей Алькатраса, тогда наш интернет-ресурс непременно будет вам интересен. Ведь любая информация, которая связана с этим шедевром Дж. Дж. Абрамса, уже ждет вас на нашем специализированном портале.

Ключевые теги: драма, криминал

Похожие материалы:

Современные услуги по развитию проектов в интернете

Современные услуги по развитию проектов в интернете

Интернет-технологии позволяют современному человеку получать практически любую необходимую информацию по всем направлениям работы, учебы и отдыха.
Ларс фон Триер увлекся нимфоманками

Ларс фон Триер увлекся нимфоманками

Эпатажный режиссер Ларс фон Триер приступает к подготовке своего нового проекта, который откроет все тайны женской сексуальности. Имя Ларса фон Триера всегда упоминалось в контексте авторского, фестивального кинематографа.
Рассекая волны

Рассекая волны

«Рассекая волны» - один из тех уникальных фильмов Ларса фон Триера, к которым он еще полностью не применил правила «Догмы 95» - своеобразного клуба (волны, направления, движения – называйте, как хотите) нескольких режиссеров, которые решили, что снимать кино так, как снимали до них, им не интересно. А интересно – непрофессиональные камеры, плохо освещенные сцены, смазанный цвет и зернистость кадра, то есть снимать кино как можно ближе к жизни.
Меланхолия

Меланхолия

Вот и сказочке конец... Не знаю, как вам, но лично мне последние работы Ларса фон Триера, окончательно порвавшего с глупостями «Догмы 95», нравятся куда больше, чем старенькие «Идиоты» (1998) да «Танцующая в темноте» (2000). Правда, чем интереснее мэтр снимает, тем более эгоцентричными становятся его отлитые в пленке приступы мизантропии.
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ

ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ

/DANCER IN THE DARK/ Страна: Дания Год выпуска: 2000 Продолжительность: 140 минут Режиссер: Ларс фон Триер В ролях: Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морз, Питер Стормар, Удо Кир, Сиобхан Фэллон и др.

Просмотров: 2624 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Букеты из конфет купить: шоколадный букет из конфет купить flowers-olympic.ru. . Самая подробная информация EcoSolutions на сайте.
Опрос:
Эштон Катчер и Крис Эванс?
Эштон Катчер
Крис Эванс