Уолтер Маттау

Категория: Статьи | Автор новости: sumr, 15-10-2010, 15:37

Уолтер МаттауГоворят, Уолтер Маттау не любил, когда его причисляли к комедийным актёрам, считая (и вполне справедливо!) свой талант достаточно разносторонним и глубоким. А между тем, по свидетельству многочисленных очевидцев, никто никогда не мог понять, говорит ли артист всерьёз или в шутку, излагает чистую правду – или беззастенчиво мистифицирует. Чего только стоит знаменитый, затянувшийся за десятилетия розыгрыш Уолтера, при каждом удобном случае уверявшего, будто его настоящая фамилия – Матушанскаяский, Маташански или Матански!

На самом деле псевдоним Маттау (Matthau) являлся всего лишь искажённым вариантом паспортных данных урождённого Уолтера Джона Мэттау (Matthow), появившегося на свет 1-го октября 1920-го года в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из Российской империи, электрика и торговца Милтона из Киева и его супруги по имени Роуз (в девичестве – Роза Борельская), которая была родом из Литвы. Он с одиннадцати лет выступал на сцене театра, дававшего представления на идише, по окончании школы сменил несколько профессий: лесника в штате Монтана, инструктора в гимнастическом зале, тренера полицейских по боксу. Особую гордость Мэттау составила служба в американских ВВС (в одной эскадрилье тяжёлых бомбардировщиков с голливудским кумиром Джеймсом Стюартом) на фронтах Второй мировой войны, где он героически проявил себя в должности радиста-стрелка B-24, вернувшись домой в звании сержанта с шестью боевыми звёздами.

Уолтер Маттау приступил к основательному покорению профессии лицедея чуть позже, на рубеже десятилетий. Его дебют (вслед за успехами на сцене2) на постепенно набирающем мощь телевидении состоялся в 1950-м, в нескольких выпусках цикла «Люкс-видео театр», а на большом экране – в 55-м, в вестерне «Кентуккиец». Первые роли не принесли особой известности, хотя актёр даже успел попробовать силы в режиссуре – недорогой криминальной драмой «Гангстерская история» /1959/. Однако уже в начале 1960-х режиссёры оценили своеобразие имиджа Маттау, отличающегося демонстративной флегматичностью и язвительностью взглядов. Он оказался незаменим в обличии шерифа Джонсона («Одиночки – храбрецы» /1962/), в качестве мошенника и проходимца, выдающего себя в «Шараде» /1963/ за сотрудника посольства, околпачивая бедную героиню Одри Хепбёрн, и пронырливого частного сыщика, помогающего в «Мираже» /1965/ потерявшему память и запутавшемуся персонажу Грегори Пека. Как следствие, до прорыва оставалось совсем чуть-чуть.

И прорыв состоялся – благодаря легендарному комедиографу Билли Уайлдеру, впоследствии, заметим, много и плодотворно сотрудничавшему с артистом! В «Азарте удачи» /1966/ произошла знаменательная встреча с Джеком Леммоном, одарившая мировой кинематограф одним из самых славных в истории комедийных тандемов, причём – достаточно новым по сравнению с прежними дуэтами (вроде Пата и Паташона или Лоурела и Харди), строившимся не на внешних различиях, а на забавном несходстве характеров и темпераментов. Партия пронырливого адвоката Уилли Гингрича, подбивающего зятя Гарри Хинкла на сомнительную аферу, принесла премию «Оскар». Ещё больше широкой публике понравились бесконечные мелкие перепалки «странной парочки» – Феликса Ангара и Оскара Мэдисона, вынужденных волею случая уживаться в одной квартире. А уж затем...

Кого только не приходилось изображать двум «звёздам»! От коллег-газетчиков (соответственно главного редактора и ведущего репортёра издания) в очередной версии классической пьесы «Первая полоса» до галереи портретов разного рода «ворчливых стариков», с огромным трудом находящих общий язык – но и, похоже, не могущих обойтись друг без друга. В общей сложности Джек и Уолтер снялись вместе в десяти лентах, а ещё Леммон осуществил постановку фильма «Котч» /1971/, где Маттау исполнил главную роль, получив вторую3 «оскаровскую» номинацию.

Впрочем, было бы наивно и несправедливо объявлять Уолтера Маттау «несамостоятельной» знаменитостью. Он не менее блестяще выступал в романтическом амплуа, соревнуясь в остроумии и обаянии с такими самобытными актрисами, как Ингрид Бергман и Голди Хоун (памятный по советскому кинопрокату «Цветок кактуса» /1969/), Барбра Стрейзанд («Хэллоу, Долли!» /1969/), Кэрол Бёрнетт («Пит и Тилли» /1973/), Гленда Джексон («Зов домашнего очага» /1978/), Джилл Клейбург («Первый понедельник октября» /1981/). В случае необходимости – преподавал урок мастерства уморительного существования на экране более молодым коллегам: от Дэна Эйкройда до итальянца Роберто Бениньи. И, наконец, блестяще справлялся с бенефисами.

Из картин, условно относящихся к последней категории, со временем обрели «культовый» статус три. В захватывающих, изобретательных и... умных боевиках «Чарли Вэррик» /1973/ и «Захват поезда «Пелэм Один Два Три» /1974/ Маттау пришёлся как нельзя к месту, умело разряжая атмосферу ехидными комментариями. А уж Роман Полански в «Пиратах» /1986/ позволил исполнителю, отрастившему бороду и нахлобучившему широкополую шляпу морского разбойника, вволю продемонстрировать саркастичность, в том числе с явным уклоном в «чёрный юмор». Вместе с тем – актёр не менее убедительно и ярко проявлял себя в скромных проектах (допустим, в телевизионном детективе «Инцидент» /1990/). На что ещё важнее – Уолтер Маттау вовсе не был предан забвению и в последние годы, в канун Миллениума. Он продолжал время от времени отмечаться на большом экране, по-прежнему являя собой пример неунывающего жизнелюбия и силы духа.

__________
1 – Это даже нашло отражение в титрах фильма катастроф «Землетрясение» /1974/, отмеченного колоритным «камео» «звезды».
2 – Особо выделяют постановку «Анны тысячи дней», одарившую партией восьмидесятитрёхлетнего (!) английского епископа.
3 – Третьей и, увы, последней внимание академиков привлечёт партия в «Весёлой компании» /1975/, где актёр составил тандем с другим комедиантом – Джорджем Бёрнсом.


Похожие материалы:

Роковое число 23

Роковое число 23

Все мы привыкли видеть Джима Керри в комедийных фильмах. И представить этого прекрасного актёра в серьёзном фильме было сложно. Но, как оказалось, Керри по силам сыграть роль любого плана. В фильме «Роковое число 23» нет места не то что смеху, здесь даже улыбки не к месту.
Тим Карри

Тим Карри

В начале карьеры Тим Карри был одним из немногих английских артистов, по разным причинам отказавшихся от партии Алекса в экранизации «Заводного апельсина», которая ушла к Малькольму МакДауэллу, принеся ему мировую славу. Много позже актёр прошёл пробы на роль судьи Дума в фантазийном детективе «Кто обвиняет кролика Роджера» /1988/ – однако Роберт Земекис счёл претендента «слишком устрашающим», отдав предпочтение Кристоферу Ллойду.
Барбра Стрейзанд

Барбра Стрейзанд

Когда в 2010-м году триумфатором Американской академии кинематографических наук и искусств стала Кэтрин Бигелоу, организаторы церемонии присуждения «Оскаров» не прогадали, доверив вручение премии лауреату в номинации «Лучший режиссёр года» Барбре Стрейзанд. Некогда эта прославленная актриса, певица и композитор
Джон Белуши

Джон Белуши

«That is the craziest son of a bitch I've ever seen», – смачно вещал суровый генерал Джозеф У. Стилуэлл, растроганный приключениями диснеевского слонёнка Дамбо, поражаясь умопомрачительным трюкам, которые выделывал в воздухе капитан Дикий Билл Келсо. Разумеется, зрители моментально угадали второй, скрытый смысл шутки: характеристика идеально подходила и самому исполнителю этой роли!
Сьюзан Сэрэндон

Сьюзан Сэрэндон

В творческой биографии Сьюзан Сэрэндон (или Сарандон) было два серьёзных взлёта, перемежающихся периодами некоторого затишья. Во-первых, это 1970-е годы, одарившие начинающую артистку неслыханным везением. А во-вторых, 90-е, особенно первая половина десятилетия, когда престиж Сьюзан достиг такого уровня, что её ставили в один ряд с Мерил Стрип

Просмотров: 2049 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
В паре с каким актёром вы бы предпочли увидеть Милу Кунис в одном фильме?
Райан Гослинг
Джерард Батлер
Роберт Дауни мл.