Поп

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 15-04-2011, 22:59

ПопПосле фильма «1612», махрового такого госзаказа, Владимир Хотиненко добровольно повесил на себя ярлык этого самого заказа верного исполнителя. И фильм «Поп» является отличным тому подтверждением: хоть его идейным вдохновителем явился ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а заказчиком картины выступил Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», титры «При поддержке ОАО «Газпром» и Министерства культуры Российской Федерации» вкупе с однозначным содержанием весьма понятно характеризуют «Попа» как кино заказное. А тут ещё и другой фигурант «дела» — Фонд патриотического кино. В общем, что называется, выстрел сразу изо всех орудий.

Прежде всего хотелось бы прояснить ситуацию насчёт достоверности содержания, так как авторы лишь удосужились на титр «По роману «Поп» Александра Сегеня», кстати, написанного тоже по заказу РПЦ. Фильм «Поп» хоть и основан на исторических событиях, однако первичным в нём всё же является литературная основа, поэтому не надо думать, что всё показанное на экране является чистой правдой. Скажем так, это фантазия создателей «Попа» на заданную тему, местами выглядящая достаточно правдиво. Однозначно же соответствует действительности лишь тот факт, что на территории оккупированных Ленинградской, Псковской и Новгородской областей действовала Псковская православная миссия, созданная при непосредственной поддержке как раз оккупантов.

Теперь что касается содержания. Так как Владимир Хотиненко адресовался к самым широким народным массам, а массы он, судя по его творению «1612», считает весьма тёмными и недалёкими, то фильм про церковную деятельность режиссёр исполнил в максимально упрощённом виде, сделав его как детскую Библию, где всё разжёвывается и где всё чётко, понятно и однозначно. Конечно, сказано, что всё гениальное просто, но порой простота хуже воровства, ибо смотреть это порой слишком наивное кино про очень тяжёлый момент в судьбе твоей Родины как-то даже неловко.

В лучших традициях пропагандистского кино Хотиненко делит всех героев на наших и не наших, на хороших и плохих, дабы у зрителя не мелькнуло даже тени сомнения насчёт того, о чём говорит автор. Отсутствие полутонов дополняется железобетонным использованием неплохого в общем-то звукового ряда (кстати, принадлежащего знаменитому композитору Александру Рыбникову): в самые важные с точки зрения Хотиненко моменты он врубает звук на полную катушку. Видимо, чтобы усвоили даже те, кто умудрился при просмотре детской Библии как-то не уловить сути. Вот эти музыкальные удары по лбу — самое тяжкое испытание при просмотре «Попа»: у некоторых людей может элементарно заболеть голова.

Не наши, то бишь немцы и полицаи, показаны в фильме традиционно для советской пропаганды: сплошь неприятные, постоянно глумящиеся над захваченной территорией германцы и сытомордые и абсолютно бесчеловечные предатели Родины. Ну здесь хотя бы всё понятно, а вот с показом наших у патриотического кино вышел какой-то казус. Нет, наши, за исключением мерзкого комиссара, все сплошняком хорошие, вот только почему-то слабые. В кадре в основном присутствуют либо бегущие советские солдаты, либо пленные, а партизаны настолько карикатурны и опрятны, что проникаешься уверенностью в том, как хорошо и сытно им жилось в лесу бок о бок с немцами. Тут, наверное, в пору вспомнить высказывание Владимира Хотиненко о том, что он хотел показать обыденную жизнь в захваченных областях СССР, о которой нам мало что известно. И что же нам показал режиссёр? Встречающих немцев с хлебом-солью прибалтов, мерзких полицаев, казнь партизан. Это новое слово в показе обыденной жизни на оккупированной территории? К тому же явно отдаёт таким злободневным кивком в адрес бывших соседей по Союзу.

Предположу, что главным неизвестным моментом является показ работы Псковской православной миссии. Действительно, широкой известности до выхода в национальный прокат фильма «Поп» эта страница нашей истории не имела. Но и здесь Хотиненко всё максимально упрощает, быстренько перейдя от общего к частному — от задумки организовать миссию до деятельности одного прихода с одним священником. Вспоминаем, нам же показывают кино для тёмных, а мы, тёмные, не способны делать выводы, то есть если нам не показали общую картину, то мы можем решить, что это была всего лишь история про какого-то попа, который пытался в военное время честно послужить Иисусу Христу (программный диалог «Ты за кого — за наших или за не наших?»-«Я за Христа» прилагается). Я специально всё свожу к примитивному уровню, так как фильм выполнен по большей части в лубочной манере. А ведь какой пласт на самом деле лишь ковырнул Хотиненко! Со священниками работали не только оккупанты, но и советское командование, храмы восстанавливались, при них росли приюты, школы, там укрывали партизан, евреев. Странно, что Хотиненко упустил возможность нарисовать масштабную картину происходящего, сбившись на сочные картинки, при помощи которых он пытался визуализировать военное время. Скажем так, в «Попе» слишком много кино и слишком мало жизни, чтобы впечатлиться им по полной программе, как то задумывали авторы фильма.

И тем не менее, несмотря на всё вышесказанное, «Попа» посмотреть стоит из-за одного человека — Сергея Маковецкого, сыгравшего роль священнослужителя. Думается, не будет преувеличением сказать, что он не просто тащит на себе весь фильм, но и является практически единственной не проходной фигурой, приковывающей внимание от начала и до конца. Маковецкий создал свой образ хоть и с небольшой иронией (звучащее в фильме в его адрес «Зайчик подседелый» подходит к нему на 100 процентов), но таким нравственно очень чистым, что прошибает получше всех режиссёрских приёмов с саундтреком и показов отдельных ужасов войны. Получилась очень цельная натура, которая действительно может стать нравственным ориентиром среди попсово-развлекательной кинопродукции, заполонившей широкий прокат. И остаётся только сожалеть, что Маковецкий выступает таким одним в поле воином, действующим в достаточно искусственных условиях, ибо преодолеть ощущение ряженности происходящего у Хотиненко из-за всех его кинотрюков не удаётся. К тому же режиссёр снова проявляет себя любителем компьютерной графики, теперь предъявив зрителю анимированных муху и голубя.

Фильм Владимира Хотиненко «Поп» — типичное пропагандистское кино: всё дано без оттенков и с однозначным смыслом. Возможно, для внутреннего потребления РПЦ (для священнослужителей за месяц до выхода в прокат фильм был продемонстрирован на спецпоказах) — самое то, однако для широкой общественности картина получается не событием, а очередной попыткой в чём-то убедить зрителя. Всё-таки не убеждать надо, а давать картину во всём её многообразии, что убедит гораздо лучше.

 

Двадцать два сезона, более четырехста серий – это речь о сериале Симпсоны , который побил все рекордны по длительности. Этот сериал любят и взрослые, и дети, ведь он пришел на наши экраны, чтобы всецело изменить само понятие юмора. Если и вы являетесь поклонником данной семейки, тогда наш интернет-ресурс предлагает вам отменную возможность – познакомиться с Симпсонами более близко. Фото и видео, интересные факты, популярные игры, общение – все это и даже больше предлагает вам наш портал.


Похожие материалы:

Мамонт

Мамонт

С момента принятия христианства Русская православная церковь стала одной из ключевых фигур в истории государства, обильно политой кровью, богатой святыми угодниками и жестокими тиранами. Россия всегда оказывалась между Сциллой и Харибдой, и история Псковской православной миссии в годы Великой отечественной войны вносит свою лепту в национальную традицию – жить «из огня да в полымя».
1612

1612

Свежий блокбастер Владимира Хотиненко о 1612 годе планово подоспел как раз к дню освобождения Московии от польско-шляхетских захватчиков. Про три раздела Речи Посполитой, не считая совсем, в сущности, недавнего пакта Молотова – Риббентропа, в России никто уж и не помнит, зато о том, как полумифологический Иван Сусанин, сошедший преимущественно с оперных подмостков
Об идеалистах, МММ, Андрее Смирнове и бабе начала прошлого века...

Об идеалистах, МММ, Андрее Смирнове и бабе начала прошлого века...

Алексей, вы сказали, что были одним из инициаторов проекта "ПираМММида". А конкретнее? Вы прочитали книгу и предложили продюсеру Ливневу снять эту картину или свою кандидатуру? Нет, Ливнев дал мне книгу (Одноименная автобиография Сергея Мавроди — прим. ред.), и спросил: интересно ли мне это будет исполнить.
Интервью с Владимиром Хотиненко

Интервью с Владимиром Хотиненко

Режиссер Владимир Хотиненко рассказал о своем новом восьмисерийном телесериале "Достоевский", посвященном одному из важных периодов в жизни великого писателя, роль которого исполнил Евгений Миронов Владимир Иванович, вы волнуетесь перед выходом картины на экран? Все-таки глобальный проект, и вы им долго жили...
Тройной форсаж: Токийский дрифт

Тройной форсаж: Токийский дрифт

Начавшись просто с «Форсажа», название этого сериала сначала удвоилось и стало «Двойным форсажем», а теперь и вовсе утроилось, превратившись в русском переводе в «Тройной форсаж: Токийский дрифт». На самом деле, это всё игры наших локализатров, так как в оригинале сериал называется «The fast and the furious», то бишь «Быстрый и яростный». Видимо, посчитав, что подобное сочетание слишком перекликается с вестерном «Быстрый и

Просмотров: 1740 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Эштон Катчер и Крис Эванс?
Эштон Катчер
Крис Эванс