1612

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 4-07-2010, 09:52

1612Свежий блокбастер Владимира Хотиненко о 1612 годе планово подоспел как раз к дню освобождения Московии от польско-шляхетских захватчиков. Про три раздела Речи Посполитой, не считая совсем, в сущности, недавнего пакта Молотова – Риббентропа, в России никто уж и не помнит, зато о том, как полумифологический Иван Сусанин, сошедший преимущественно с оперных подмостков, водил ясновельможных панов на экскурсию по «Золотому кольцу» русских достопримечательностей, помнят так активно, что готовы это праздновать еще несколько веков. Недаром фильм изготавливался Студией ТРИТЭ и студией «Золотой Орел» на деньги равноудаленных от монаршего гнева Внешторгбанка и РАО «ЕЭС России» под мудрым продюсерским руководством Никиты Михалкова, который успешно продолжает семейную традицию по виртуозному вылизыванию сокрытых от публики частей тела их величеств, сиятельств и превосходительств, сочиняя письма от имени деятелей культуры и снимая киноздравицы к высочайшим юбилеям. Однако даже если в основе замысла «1612» и лежал патриотический госзаказ, на выходе получилось нечто совсем иное (последние сомнения на этот счет рассеивает характерное высказывание гетмана: «В Москве без Ксении делать нечего. Там и своих дураков хватает»). То, что создал Владимир Хотиненко, – скорее психоаналитическая фэнтези-феерия, смастеренное по мотивам известных исторических событий ирреалити-шоу с участием единорога, репинских бурлаков, дрессированного медведя, двух божьих коровок, карлицы, испанского призрака, Александра Балуева, непрестанно закатывающего зрачки под глазные яблоки, и боевой девицы Матрены, фехтующей двумя мечами одновременно.

Временами кажется, что ничего более фантасмагорического показать уже нельзя, но не проходит и десяти минут, как Хотиненко и сценарист Ариф Алиев опровергают этот предрассудок, выталкивая на сцену очередного винтажного фрика или какого-нибудь персонажа, одним фактом своего существования опровергающего все исторические знания о русской Смуте. На фоне постоянно появляющегося в кадре единорога польские шляхтичи с искусственными (хорошо хоть, не настоящими) ангельскими крыльями за спиной воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, однако создатели «1612» непрерывно возгоняют градус зрительского удивления: вот уже Боярская дума всерьез рассматривает претензии на русский престол славного гишпанского кабальеро Андрейки, потомка Рюрика и Чингисхана (поскольку Алиев написал еще и сценарий «Монгола», Чингисхана нельзя было не упомянуть, хотя вполне обошлись без упоминания Лжедмитрия II, патриарха Гермогена, Ляпунова, Заруцкого, Скопина-Шуйского и прочих малозначительных персонажей), а среди еще не обглоданных поэтами березок виднеется столпник в исполнении Валерия Золотухина, изрядно смахивающий не то на Гэндальфа, не то на Сарумана и лишь для приличия слегка русифицированный в духе полотен Михаила Нестерова. Русские пушкари одним-единственным ядром уничтожают чуть ли не весь отряд европейских наемников, беглый холоп с блеском научается виртуознейшим премудростям фехтования во сне (!) у испанского призрака (!!), князь Пожарский в топорно-брутальном исполнении Михаила Пореченкова сходит с памятника самому себе и Минину (правда, по дороге в кадр Минин куда-то пропадает), чтобы произнести гениальную фразу «Божья коровка, лети на небо, принеси мне хлеба», а герой Артура Смольянинова утешает героя Петра Кислова типичным, надо полагать, московитским восклицанием рубежа XVI–XVII веков: «Да ты не парься, Андрюха!» Собственно, последняя реплика как раз и была, судя по тому, что получилось, главным девизом авторов и съемочной группы.

Конечно, в стране, которая хоть немного осведомлена о своей истории, эти милые шутки для большинства так и остались бы шутками. Но если, например, в Университете экономики и финансов, одном из главных учебных заведений Петербурга, считающегося культурной столицей России, ни один из протестированных в 2007 году профессором истории Евгением Анисимовым первокурсников не смог ответить, с кем воевал СССР во Второй мировой войне (см. журнал «Город», 2007, № 35), – есть основания полагать, что многие зрители воспримут «1612» совершенно всерьез, то есть станут всю оставшуюся жизнь придерживаться убеждения, будто ополчение князя Пожарского, собираемое на фоне васнецовских богатырских пейзажей и невревских душещипательных сцен, состояло по большей части из единорогов, медведей и божьих коровок. Если, конечно, за Смутное время не возьмется Тимур Бекмамбетов и не докажет в черном новогоднем комиксе «Мороз-воевода дозором, или Ирония судьбы – 1612», что в действительности на Девичьем поле в 1612 году бились вампиры с горными троллями.

Четверть века тому назад, по окончании Высших курсов сценаристов и режиссеров, Хотиненко мечтал снять о Смутном времени кинофреску в духе Тарковского и Бондарчука. Если бы тогда ему это удалось, возможно, теперь гипертрофированная отроческая эрекция у забора царевниной купальни, каждые пятнадцать минут актуализируемая фрейдистским контекстом единорога (про богословско-мифологическую подоплеку последнего здесь, право же, и вспоминать как-то неловко), не сыграла бы столь значительную роль в новой, весьма нестандартно отредактированной киноистории русской Смуты.




Сериал "Доктор Хаус" является одним из популярнейших американских сериалов, который также стал популярен во многих странах Европы, и в России в частности. Данный сериал повествует о необычном докторе, и его не менее необычных методах лечения. Сериал снят в лучших традициях Америки - несмотря на всю серьезность, в нем присутствует много черного юмора. Здесь вы сможете прочитать мнение Омар Эппс о Хаусе.

Ключевые теги: исторический

Похожие материалы:

Интервью с Владимиром Хотиненко

Интервью с Владимиром Хотиненко

Режиссер Владимир Хотиненко рассказал о своем новом восьмисерийном телесериале "Достоевский", посвященном одному из важных периодов в жизни великого писателя, роль которого исполнил Евгений Миронов Владимир Иванович, вы волнуетесь перед выходом картины на экран? Все-таки глобальный проект, и вы им долго жили...
Первый мститель (Капитан Америка)

Первый мститель (Капитан Америка)

Переписывают историю не только в России, но и за океаном. И если у нас государство (главный переписчик истории в любой стране) переживает, как бы никто не посягнул на его прерогативу, то в США альтернативную версию событий предлагает могущественная индустрия развлечений. Новый американский боевик в отечественном прокате решили назвать «Первый мститель». Возможно, потому, что Америку у нас почти никто сильно не любит.
Поп

Поп

После фильма «1612», махрового такого госзаказа, Владимир Хотиненко добровольно повесил на себя ярлык этого самого заказа верного исполнителя. И фильм «Поп» является отличным тому подтверждением: хоть его идейным вдохновителем явился ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Ёлки

Ёлки

Год: 2010-2011 Жанр: Комедия Страна: Россия Длительность: 90 мин. Режиссер: Тимур Бекмамбетов, Дмитрий Киселев В ролях: Алина Булынко, Сергей Гармаш, Иван Ургант, Вера Брежнева, Сергей Светлаков
«Адмиралъ»: крестный ход от мужа к любовнику

«Адмиралъ»: крестный ход от мужа к любовнику

Эпиграфом к своему отчету я поставил бы высказывание одного исторического деятеля. «Русские после своей революции покончили со всеми, кто не был коммунистом... Просто расстреляли всех и каждого». Я вам потом скажу, чье это высказывание. А «Dago Film Productions» и «Дирекция кино Первого канала» блеснули не только деньгами, но и интеллектом. Каждый ход невероятно оригинален. Слово «адмиралъ» в названии, конечно, с твердым знаком в конце. А

Просмотров: 1452 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Кто посмотрел фильм "Шеф"? Оцените по 5 бальной шкале
Не смотрел и не собираюсь
Не смотрел, хочу посмотреть
+1
+2
+3
+4
+5
Классный фильм!