О фильме «Сокровище нации»

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 22-11-2010, 16:19

О фильме «Сокровище нации»Для Бена Гейтса (Николас Кейдж) история представляет собой не просто набор скучных фактов из далёкого и полузабытого прошлого. Она для него — живое настоящее, в котором время от времени предоставляется случай найти удивительное сокровище. Обнаружив в первом фильме несметные богатства Тамплиеров и франкмасонов, Бен получает репутацию самого известного охотника за сокровищами, хотя сам он предпочитает именоваться «хранителем сокровищ». В фильме «Сокровище нации: Книга тайн» Бен и его отец — университетский профессор Патрик Гейтс (Джон Войт) находят одну из давно утраченных страниц дневника Джона Уилкса Бута — убийцы Президента Авраама Линкольна. Дневник был обнаружен на теле Бута после того, как его застрелили. Как оказалось, из дневника было вырвано несколько страниц, которые вплоть до наших дней так и не удавалось разыскать. Найденная Беном и его отцом страница содержит информацию, указывающую на то, что их предок по имени Томас Гейтс был также замешан в этом политическом убийстве. Вместе с Эбигейл Чейз (Диана Крюгер) — теперь уже бывшей своей подружкой, работающей сотрудником Архива американской истории, и своим партнёром, техническим гением Райли Пулом (Джастин Барта), Бен пускается в опасные приключения, которые происходят то в американской глубинке, то в святая святых Вашингтона, Парижа и Лондона. По мере того как Бен, Эбигейл и Райли шаг за шагом раскрывают факты, угрожающие полностью перевернуть не только расхожие представления об исторических фактах, но и их собственные биографии, поиски исторической правды постепенно превращаются в охоту за самой (возможно) загадочной и охраняемой книгой на Земле, а затем — за легендарным сокровищем. В фильме «Сокровище нации: Книга тайн» вновь появляется спецагент ФБР Садаски (Харви Кейтел). На этот раз он мучается противоречием между долгом, обязывающим его арестовать Бена, и уважением к нему.

К ужасу Патрика, Бен прибегает к секретному оружию — призывает на помощь свою мать, человека сильного характера. Бывшая жена Патрика, профессор лингвистики Эмили Эпплтон (Хелен Миррен) за 32 года после их разрыва ни разу с Патриком не говорила. Вскоре и она оказывается вовлечённой в интригу. Однако в поисках участвует не только эта команда. Человеку по имени Митч Уилкинсон (Эд Харрис), который обратил внимание Бена на потерянную страницу, предстоит расследовать историю своей собственной семьи. Но его стремления менее благородны: ему надо не только найти сокровище, но и раскрыть тайны, которые хранят страницы дневника, засвидетельствовавшего события американского прошлого. Таким образом, он вступает на путь смертельных столкновений с другими участниками поисков.

О проекте

Всегда приятно узнать, что твоя работа, стоившая немалых трудов, находит отклик у зрителей. Именно такое свидетельство получили продюсер Джерри Брукхаймер и режиссёр Джон Тертлтауб, чей фильм «Сокровище нации» принёс в мировом прокате в 2004 году валовый доход свыше 347 миллионов долларов. Несмотря на то что фильм полностью посвящён событиям американской истории, сборы от его проката за рубежом оказались точно такими же, что и в самих Соединённых Штатах. «Я всегда удивляюсь тому, что зрителям нравится то, что мы делаем», — признаётся Брукхаймер. — «Мы же снимаем фильмы в своего рода вакууме — никто не говорит нам, что хорошо, а что плохо. Приходится рассчитывать на свой инстинкт и талантливое окружение. Над фильмом, который не нашёл своего зрителя, приходится работать ничуть не меньше, чем над тем, который имел успех, и поэтому всякий раз, когда фильм нравится публике, испытываешь приятное удивление».

Возможности, которые открывал сюжет второго фильма, также привели Джона Тертлтауба в восхищение. «Рассказанная нами история начинается с убийства Авраама Линкольна. Нам стало известно, что когда Джона Уилкса Бута выследили и убили, у него нашли дневник, в котором он описывал все случившиеся с ним события,... но несколько вырванных страниц пропали без следа. Нам показалось, что это — отличный детектив. Что было написано на этих страницах? Что пропало? Что именно кто-то пытался скрыть? — Это может стать началом фильма». В дальнейшем сюжет становится извилист и запутан, в нём встречаются и подсказки, и шифры, и загадки, которые предстоит разгадывать Бену, Эбигейл, Райли, Патрику, а под конец — Эмили. «От других приключенческих фильмов «Сокровище нации» отличается тем, что его сюжет должен быть достаточно сложен для главных героев, умеющих разгадывать трудные загадки», — добавляет Тертлтауб. — «В этом его изюминка. Зритель участвует в раскрытии тайны, и это его увлекает. А если всё слишком просто и прямолинейно, то удовольствие пропадает».

Снова вместе: прежняя команда и новые звёзды

До фильма «Сокровище нации: Книга тайн» Николасу Кейджу на протяжении всей его выдающейся карьеры, в которой одна великолепно сыгранная роль следовала за другой, никогда ещё не доводилось блистать в сиквеле. Однако, получив большое удовольствие от работы над первым фильмом, Кейдж был рад стать Беном Гейтсом во второй раз. «Раньше я держался как-то в стороне от сиквелов, потому что мне не нравилось повторяться. Но в данном случае я почувствовал, что каждый новый эпизод — это новое приключение, открывающее новые стороны характера Бена Гейтса, который является чем-то вроде историка-детектива».

Джон Войт также с радостью дал заманить себя в сиквел «Сокровище нации: Книга тайн». По сравнению с первым фильмом исполняемая им роль Патрика получила существенное развитие: он теперь участвует не только в приключениях, но и в основном любовном сюжете. «Патрик — всё тот же загруженный работой профессор», — поясняет Войт, — «но после того, как были найдены сокровища тамплиеров, он, возможно, стал носить более дорогие рубашки. Его отношения с Беном наладились, они попали в знаменитости, у них плотный лекционный график. Но когда Митч Уилкинсон приносит потерянную страницу из дневника Бута, содержание которой указывает на Томаса Гейтса, прадеда Патрика, как на убийцу президента Линкольна — это угрожает всему семейному наследию. С этого момента начинаются приключения».

Вернулись на прежнее место в сиквеле Диана Крюгер и Джастин Барта, которые в качестве Эбигейл Чейз и Райли Пула вместе с Беном Гейтсом обнаружили сокровища тамплиеров в первом фильме. «Я думаю, своей удачей первый фильм обязан тому, что в его основу была положена хорошо всем известная история, которую он преподнёс в новом виде — рассказав её как историю приключений и охоты за сокровищами», — говорит Крюгер, немка по происхождению. — «Меня удивило, что, несмотря на американскую тематику, «Сокровище нации» имело такой успех в Европе и других странах. По-видимому, охота за сокровищами захватывает. Мне нравится, что действие второго фильма происходит также в Лондоне и Париже, потому что это делает его более увлекательным для каждого зрителя».

«В конце первого фильма мы прощаемся с Беном и Эбигейл в тот момент, когда они влюбляются друг в друга и начинают жить вместе, а второй фильм начинается с их разрыва», — продолжает Крюгер. — «Эбигейл работает хранителем в архиве, поэтому факты для неё важнее предположений, и в этом, как мне кажется, кроется одна из проблем в её взаимоотношениях с Беном. Будучи более рассудительной и реалистичной, она неохотно пускается в охоту за новыми сокровищами». Джастин Барта добавляет: «Мне кажется, в «Сокровище нации» зрителям нравится, что герои привлекательны и обладают притягательной силой. В первом фильме Бен и Райли вроде бы вынуждены работать вместе и не всегда ладят друг с другом. Но между ними устанавливается какое-то родство. Райли не может того, что может Бен, и наоборот. В фильме «Сокровище нации» центральное место отведено теме семьи, и эти парни действительно нуждаются друг в друге». В фильме «Сокровище нации: Книга тайн» мы вновь встречаемся с Харви Кейтелом, исполняющим роль специального агента Садаски, Здесь Кейтелу представилась бóльшая возможность раскрыть характер стойкого и непреклонного сотрудника ФБР, который верен закону и в то же время симпатизирует франкмасонству.

К уже перечисленным актёрам в фильме «Сокровище нации: Книга тайн» добавились два новых выдающихся исполнителя. Когда его создатели решились пригласить на роль Эмили Эпплтон одну из самых прославленных и выдающихся актрис Хелен Миррен, награждённую орденом Британской империи, недавнего лауреата премии «Оскар» за роль Елизаветы II в фильме «Королева», они стучали по дереву не один раз. Рассказывает Хелен Миррен: «Мне очень понравилось первое «Сокровище нации». Фильм показался мне остроумным и занимательным. Он давал живое представление об истории, а это всегда привлекает. Мне самой нравятся документальные фильмы, потому что они отсылают меня к истории. В данном случае это было сделано очень увлекательно». В предложении сыграть мать Бена Гейтса, д-ра Эмили Эпплтон, Миррен привлекла возможность показать ум и силу характера своей героини.

К ансамблю актёров добавился также четырёхкратный номинант на премию «Оскар» Эд Харрис, которому предстояло сыграть Митча Уилкинсона. Митч в такой же степени увлечён историей своей семьи, что и Бен, но это заставляет его вступить на путь безжалостных конфликтов. У Эда Харриса были веские основания присоединиться к работе над фильмом в силу его прежних профессиональных связей с несколькими его создателями и актёрами. «Первый фильм я посмотрел с женой и дочерью. Мы получили от него большое удовольствие», — рассказывает актёр. — «Я знаком с Джоном Тертлтаубом ещё со времени кинофестиваля Сандэнс, где мы оба выступали в качестве консультантов. Уже тогда он мне очень понравился. Роль, предложенная мне в фильме «Сокровище нации: Книга тайн», показалась мне интересной».

Встреча прошлого и настоящего: съёмки фильма

Несмотря на то что обстоятельства, в которых создаются фильмы, всякий раз меняются, одно было совершенно очевидно для авторов фильма «Сокровище нации: Книга тайн»: им предстояло осуществить огромный проект. Основные съёмки должны были проходить в пяти американских штатах и в двух крупнейших столицах Европы. Три места натурных съёмок принадлежали к числу самых известных и почитаемых объектов в мире, что делало их наименее доступными. Но препятствия, встававшие на пути съёмочной группы, означали только, что эти вершины необходимо было преодолеть и покорить.

В марте 2007 года в Лос-Анджелесе начался первый из четырёх съёмочных месяцев фильма «Сокровище нации: Книга тайн». Съёмки начались со сцен во внутренних помещениях и около дома в Южной Пасадене, который в обоих фильмах служит вашингтонским местом жительства Патрика Гейтса. В павильоне студии Universal художник постановщик Доминик Уоткинс и его сотрудники создали таверну, в которой Джон Уилкс Бут и его соучастник Майкл Маклауглен делают предложение прадеду Бена Гейтса — Томасу и его сыну Чарльзу. Атмосфера таверны передана с необычайной достоверностью. Её убранство включает пожелтевшие газетные вырезки, наклеенные на стену позади барной стойки, портреты бывших президентов США в рамках и старинные гравюры, бутылки со спиртным и развешенное на стенах оружие. В другом павильоне этой же студии Уоткинс построил практически точную копию Западного крыла Белого дома, включая Овальный кабинет. Именно здесь мы видим один из двух массивных письменных столов, носящих название «Resolute Desks» — эти столы были сделаны из деревянной обшивки легендарного британского корабля «Resolute», и один из них королева Виктория подарила президенту США Резерфорду Б. Хейесу. Оба стола, где хранятся важнейшие для Бена Гейтса сведения, необходимые ему не только для поиска сокровищ, но и для реабилитации его предка Томаса Гейтса, являются ключевыми элементами фильма и повествования. Копии обоих столов, практически неотличимые от подлинников, были изготовлены специально для съёмок фильма одной из компаний, специализирующихся на копиях предметов старинной обстановки.

28 марта 2007 года, среда. Первое утро съёмок фильма «Сокровище нации: Книга тайн» в Вашингтоне. Его съёмочная группа забудет не скоро. Ещё до рассвета кинематографисты прибыли к Мемориалу Линкольна, чтобы снять Николаса Кейджа внутри Мемориала. Перед их глазами разворачивалось замечательное зрелище — поздний зимний рассвет с лучами солнца над зданием Капитолия напротив Мола, освещавшими мемориальный комплекс, сооружённый во славу жизни и заветов 16-го Президента США. «Внутренняя часть Мемориала Линкольна считается священным, почитаемым местом», — поясняет Тертлтауб. — «Власти разрешили нам снимать 11 минут, с 7 до 7:11 утра. В тот день восход солнца должен был произойти в 7:40, и снимать в темноте было бесполезно. Мы просили и умоляли, и нам разрешили: Окей, можете снимать с 7:40 до 7:53. Учитывая, что нас было 100 человек, просто удивительно, что мы так быстро смогли подготовиться к съёмкам. Внутрь разрешено было пропустить всего несколько человек — Ника и ещё шестерых. Изнутри Мемориала Линкольна плохо снимать невозможно, кадр просто нельзя испортить».

Для второго фильма Брукхаймер, Тертлтауб и съёмочная группа сделали даже больше натурных съёмок в Вашингтоне, чем в первый раз. Сцена у зеркального пруда перед зданием Капитолия с участием Николаса Кейджа и Харви Кейтела, которая снималась в тот же день, но позже, привлекла сотни прохожих. Во время съёмок другой сцены, где были заняты Кейдж, Джон Войт, Диана Крюгер и Джастин Барта, действие происходило через улицу от Белого дома, рядом с парком Лафайетт. На этот раз съёмочная группа испытала на себе действие драконовских правил безопасности охраны президента США. «Мы хотели снимать напротив Белого дома», — вспоминает Тертлтауб. — «Улица находится в ведении городских властей Вашингтона, тротуар — в ведении Департамента парков, а Белый дом — вотчина Секретной службы. Стоять на тротуаре? — Нет! Работать на улице? — Без проблем. В разгар съёмки появляется представитель Секретной службы и говорит: Прошу прощения, но вам всем придётся покинуть на час это место. — Но почему? — Потому что Президент Буш сейчас выйдет для общения с прессой, а вам следует отойти на другую сторону парка Лафайетт. И мы все пошли на другую сторону парка, подождали, пока Президент выполнит свои обязанности, вернулись и закончили снимать сцену. Но вообще следует сказать, что все в Вашингтоне были рады нам помочь».

Учитывая тот факт, что первый фильм рассказывал об истории франкмасонства и участии в нём отцов-основателей Америки, художественная правда требовала того, чтобы такая важная сцена, как лекция Бена и Патрика о Гражданской войне и их первая встреча с Митчем Уилкенсоном, снималась в Масонском мемориале Джорджа Вашингтона в г. Александрия, штат Вирджиния. Дж. Вашингтон принадлежал к Александрийской масонской ложе, и этот Мемориал, построенный в классических архитектурных традициях Греции и Рима, был открыт в 1932 году Президентом Гербертом Гувером.

После того, как были отсняты холодные ночные сцены на реке Потомак поблизости от Маунт-Вернон (для которых потребовались катера и вертолёты) и заключительной съёмки главного читального зала Библиотеки конгресса — «Джефферсон Билдинг», которые пришлись на самую дождливую и ветряную ночь за всё время работы над фильмом, съёмочная группа «Книги тайн» погрузилась на чартерный рейс и направилась на запад США, в Южную Дакоту, где натурные съёмки представляли собой разительный контраст по сравнению с городскими красотами Вашингтона. Если работа в столице означала погружение в прошлое американского государства, то в Южной Дакоте создатели фильма копнули ещё глубже — ко временам доколумбовых цивилизаций, которые имеют существенное значение для сюжета фильма и наполняют все пейзажи, на фоне которых шли съёмки, особой духовной энергией.

Национальный мемориал «Гора Рашмор» известен на весь мир монументальными скульптурными изображениями четырёх президентов — Дж. Вашингтона, Т. Джефферсона, А. Линкольна и Т. Рузвельта. Приложив почти сверхъестественные усилия, скульптор Г. Борглум вытесал их в гранитной скале в горах Блэк-Хиллз, расположенных в Южной Дакоте. За время, прошедшее с начала работ в 1927 году, и вплоть до смерти Борглума в 1941 году он и 400 его отчаянных помощников создали творение, превосходящее по размерам и грандиозности замысла даже Большого Сфинкса в Гизе.

Безусловно, Национальный мемориал является великим памятником, но это характеризует его лишь с одной стороны. Следует помнить, что вершина горы Рашмор в горах Блэк-Хиллз на протяжении тысячелетий была и продолжает оставаться священным местом для всех североамериканских индейцев и, в частности, для индейцев народности лакота. Для них эти горы являются «Паха Сата» — земной осью, центром мира. В течение всего времени после создания Национального мемориала для многих коренных жителей страны скульптуры «Горы Рашмор» представляются не триумфом демократии, а болезненным напоминанием о захвате их земель Соединёнными Штатами после того, как в горах Блэк-Хиллз было обнаружено золото. В наши дни, желая способствовать объединению двух великих культурных традиций, Служба национальных парков впервые назначила на должность директора Национального мемориала «Гора Рашмор» человека индейского происхождения, Джерарда Бейкера. «Мне кажется, моя должность позволяет взглянуть на этот факт истории с обеих сторон», — считает г-н Бейкер, представитель индейских племён мандан и хидатса, в жизни которого традиционная и современная культуры нашли своё достойное отражение. Он приветствует создание фильма «Сокровище нации: Книга тайн». «Этот фильм сыграет просветительскую роль», — говорит он, — «не только в отношении тех, кто его посмотрит, но и в отношении актёров. Обращаясь за разрешением на съёмки, создатели фильма показали себя знающими людьми, с должным уважением относящимися к этому священному месту».

После окончания съёмок на Восточном побережье США и в Южной Дакоте, команде настало время возвратиться в Лос-Анджелес, чтобы голливудские специалисты смогли проявить чудеса сноровки и построить огромные, сложные декорации для последующих опасных и насыщенных действием сцен фильма. Первая из целой серии декораций подземных пещер была сконструирована в Павильоне 2 студии Уолта Диснея, расположенной в г. Бербанк. Вход в пещеру и сама пещера, названные Домиником Уоткинсоном «комнатой с картой», с большой точностью воссоздают технологии и культуру доколумбовых цивилизаций. Пещера полна сложных приспособлений и механизмов, которые один за другим угрожают искателям сокровищ. Красивый и замысловатый дизайн, в котором выполнены интерьеры пещер, представляет собой стилизацию под объекты культурного наследия известных доколумбовых цивилизаций. «Мы искали цивилизацию, которая предположительно была бы даже более развитой, чем цивилизация Древнего Египта, но относилась примерно к той же эпохе», — рассказывает художник-сценограф Дрю Боутон, — «которая могла бы переместиться из Центральной Америки в Северную. При создании значительной части декораций мы полагались на ольмекскую культуру, являющуюся предшественницей культуры майя». Большое каменное колесо, которое необходимо повернуть, чтобы войти в пещеру, было сконструировано с использованием системы противовесов, относящихся к той же эпохе. Ось поворачивается, давая возможность дверям откатываться назад и вперёд. «Мы взяли за основу разные примеры древнего инженерного искусства», — говорит Боутон, — «причём возраст некоторых составлял 3000 лет. Пришлось использовать деревянные балки, лебёдки и блоки». Несколько талантливых скульпторов вручную выполнили из пенопласта сложные по рисунку глифы, которые затем покрыли бетоном и состарили, чтобы придать им требуемый вид.

Огромнейшее помещение Студии 12 компании Universal, в котором были созданы декорации Сингапура для фильма «Пираты Карибского моря: На краю света», было использовано и на этот раз, чтобы разместить декорации двух пещер для «Книги тайн». Бóльшая из этих двух декораций стала для Доминика Уоткинсона своего рода «гвоздём программы». Пещера находилась внутри ямы объёмом более 530 кубических метров и была оборудована четырьмя погружными насосами. Также в ней имелось шесть отверстий, вода из которых поступала со скоростью более 4000 литров в минуту, заливая актёров, участвовавших в съёмках опасных сцен. «Таких больших декораций я ещё не видела», — признаётся Хелен Миррен, — «это что-то поразительное. Художники проявили такую точность, такое внимание к деталям — просто фантастика!» В течение целой недели, которой заканчивался период съёмок «Книги тайн» в США, Николас Кейдж, Джон Войт, Хелен Миррен, Эд Харрис, Диана Крюгер и Джастин Барта промокали каждый день до нитки, что требовалось в сценах с каменным подземным лабиринтом.

«Съёмки некоторых сцен доставили нам массу специфических развлечений», — признаётся Диана Крюгер. — «Отличная идея — проводить съёмки в затапливаемом помещении, чтобы артисты были по уши в воде. Весело было только в первый день, но съёмки-то шли неделю». «Да мы там чуть не утонули», — вспоминает Джастин Барта, — «кто-то даже заболел, так как приходилось находиться в воде целый день, а то и ночь. Это было довольно-таки тяжело, но мы со всем справились». «Мне нравится, когда съёмки требуют напряжения физических сил», — признаётся Джон Войт. — «Играя роль Патрика Гейтса, я старался немного стушеваться, потому что мой герой всю жизнь работает школьным учителем, любит читать и всё такое. Но поскольку он всё-таки Гейтс, авантюристическая жилка в нём присутствует, и мне нравилось вместе с ним заниматься фамильной историей».

Лондон и Париж: дворцы и автомобильные погони

«В первом фильме», — рассказывает Джерри Брукхаймер, — «все ключи к разгадкам были рядом, вокруг нас, а в новом фильме они оказались разбросаны по всему свету». Проект приобрёл международный аспект, когда съёмочная группа покинула берега Америки и направилась на месяц в Лондон с заездом в Париж. Таким образом, сюжет не только расширил свои географические горизонты, но и стал включать изгибы и повороты американской, английской и французской истории.

В Великобритании предстояло отснять два ряда последовательных сцен: (1) когда Бен, Эбигейл и Райли вторгаются в святая святых Букингемского дворца, чтобы Гейтс мог осмотреть королевский письменный стол «Resolute», который является двойником президентского стола в Овальном кабинете Белого дома в США, на предмет хранящихся в нём свидетельств; и (2) автомобильную погоню, которая могла стать самой большой и запутанной сценой такого рода, когда-либо снимавшейся на улицах Лондона. Брукхаймер и Тертлтауб решили начать с более «лёгкой» работы. Поскольку из соображений безопасности и неприкосновенности частной жизни королевской семьи сам Букингемский дворец был недоступен, они договорились о съёмках в здании Ланкастер-Хаус, который по великолепию лишь немногим уступает находящемуся неподалёку Букингемскому дворцу и расположен рядом с Сент-Джеймским дворцом, где живут Принц Чарльз и его сыновья. В настоящее время Ланкастер-Хаус находится в ведении британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества и используется для официальных приёмов, но иногда в нём также разрешается снимать кино.

Но всё же значительную часть съёмочного времени в Лондоне заняла шумная, захватывающая дух автомобильная погоня по всему городу, ставившая перед съёмочной группой всевозможные препятствия, для преодоления которых потребовались изобретательность и мастерство. «Мы знали, что с точки зрения логистики съёмки в Лондоне окажутся очень сложными», — говорит исполнительный продюсер и директор съёмочной группы Барри Уолдман, — «поэтому на каком-то этапе подготовки даже предполагали задействовать другие европейские города, где можно было бы имитировать Лондон, но где съёмки прошли бы немного легче. Но мы решили в конце концов снимать погоню в британской столице — хотя в основном и в выходные дни, чтобы неудобства для горожан были наименьшими. Но всё равно погоню снимали одновременно две полностью укомплектованные съёмочные группы, что ставило нелёгкую задачу перед лондонской полицией».

«Я давно не видел в кино автомобильной погони по Лондону», — говорит Тертлтауб. — «Всегда любопытно посмотреть эпизоды с гонкой на машинах, снятые в интересном месте, и дело не только в автомобилях, а ещё и в том, куда они едут, кто за рулём. Здорово будет посадить Ника Кейджа, исполняющего роль Бена Гейтса, в машину с непривычным для него правым рулём, и пусть в погоне участвуют характерные для Лондона средства передвижения — такси, двухэтажные автобусы и так далее. Мы не собирались снимать так, чтобы дать исчерпывающее представление о технических возможностях автомобилей, — мы ведь снимали кино не про них. Но мы надеемся, что получилось захватывающе и смешно».

Основными участниками погони стали такие автомобили, как совсем новая модель Mercedes-Benz 280C «класса C» (которой ещё не было на рынке на момент съёмок), Land Rover, развозящий пиво грузовик Fuller's London Pride, лондонское такси, красный двухэтажный автобус, несколько полицейских машин, а также другие автомобили, попавшие в эту переделку.

Продолжая развивать международный аспект сюжета «Сокровища нации», группа сделала небольшую передышку в съёмках погони и, сев на скоростной поезд Евростар, переместилась в Париж, чтобы отснять ключевые сцены с Николасом Кейджем и Джастином Барта на мостах Pont du Bir-Hakeim и Pont du Grenelle. Эти мосты перекинуты через Сену в таких местах, что находятся практически в тени Эйфелевой башни.

«В Париже трудно снять некрасивый фильм», — смеётся Джон Тертлтауб. — «В первое утро в Париже наш оператор Джон Швартцман подошёл ко мне, когда я искал кадр, и сказал: «Джон, не волнуйся, плохих кадров здесь нет». Есть в Париже что-то такое, что пробуждает в человеке художника, что заставляет его быть достойным французской эстетики. Мост у станции метро Bir-Hakeim известен не только тем, что входит в число самых знаменитых мостов Парижа. Именно на нём, как известно киноманам, Марлон Брандо появляется в первой сцене фильма «Последнее танго в Париже».

В ключевой парижской сцене Бен и Райли, в поисках разгадок, запускают маленький вертолёт, управляемый дистанционно. Снабжённый видеокамерой, вертолётик облетает уменьшенную копию Статуи Свободы, стоящую на крошечной Allee des Cygnes («Лебединой аллее»). Открытие этого варианта статуи, предназначенного быть копией большего по величине и более известного памятника, состоялось в 1889 году, через три года после того, как в Нью-Йорке была возведена её более знаменитая двоюродная сестра. Оригинальную статую преподнесли в дар Соединённым Штатам жившие там французы в ознаменование столетней годовщины Французской революции. На книге в левой руке статуи высечены даты Дня независимости Соединённых Штатов и Дня взятия Бастилии. В жизни, как и в фильме, статуя служит напоминанием о тесных исторических связях между Соединёнными Штатами и Францией.

Книга закрывается

«Снова поработать с Джоном Войтом, Дианой Крюгер и Джастином Барта означало вернуться в прошлое и встретить старых друзей», — говорит Николас Кейдж. — «Только на этот раз мы чувствовали себя свободней. Мы теперь знаем, какие у кого причуды и привычки, знаем, когда кто раздражается или говорит глупости. Поэтому нам легко. Эд Харрис настолько реально изображает своего героя, что съёмки эпизодов с его участием проходили, как по маслу. А Хелен Миррен, хотя она только что имела оглушительный успех в «Королеве», тем не менее совсем простая, скромная женщина и при этом играет просто великолепно».

«Джон играет очень достоверно, он великолепен и романтичен, поэтому и про фильм можно сказать то же самое», — отмечает Джон Войт. — «Он хорошо чувствует сюжет, всегда готов радоваться жизни, никогда никого не критикует. Он всегда бодр и весел, относится к жизни с юмором, и в этом его герои на него похожи. Сегодня не так уж много фильмов, в которых чувствуется очарование, а Джон именно это привносит в каждый фильм, в котором снимается».

«Сниматься во втором фильме было ещё интересней», — считает Диана Крюгер. — «Уже не надо было думать о том, как взять правильный тон. Все были настроены на одну и ту же волну. Джон работает как режиссёр очень тщательно и всегда знает, что делает. С ним легко общаться». Джастин Барта подтверждает: «Не думаю, что кому-то ещё кроме Джона удалось бы поставить эти фильмы. Он такой умный, такой талантливый, всё держит под контролем. Других таких режиссёров я не знаю».

Съёмочная группа была рада принять в свои ряды Хелен Миррен ещё и потому, что она сама горела желанием принять участие в проекте. Она с таким же энтузиазмом снималась в приключенческом фильме, как и в тех, где ей выпало исполнять классические роли, принёсшие ей мировую славу. «Мне казалось, что раз я удостоилась премии «Оскар» за «Королеву», то со мной в «Книге тайн» должны обращаться почтительно», — смеётся Миррен. — «А меня подвешивали на проволоке, заставляли висеть над пропастью, окунали в грязную воду... Но это было лучшее время в моей жизни! Все были так любезны со мной. Новое лицо всегда привлекает внимание. Джон нас всё время смешил — он очень остроумен и полон энергии, а именно это и нужно передать на экране. И ещё он умеет думать на ходу, что очень непросто, если учесть, какой это был трудный фильм с точки зрения декораций и численности участников съёмок».

Для Джона Тертлтауба, многих артистов и членов съёмочной группы работа в фильме Джерри Брукхаймера стала повторным удовольствием. «Джерри великолепен, особенно ему нравится уделять внимание специфическим деталям», — рассказывает режиссёр. — «Из всех, кого я встречал, он — самый большой приверженец творческого отношения артиста к роли. Джерри обожает приглашать талантливых людей. Он не гоняется за звёздами, которые приносят кассовый успех. Его интересует талант. Он хочет помочь таланту раскрыться. Никто так не чувствует зрителя, как он. Он знает, что зрители не сидят в жюри, «Оскаров» не присуждают, они просто идут в кино и хотят отлично провести время».

«Фильм всегда рассказывает о характерах героев», — говорит в заключении Джерри Брукхаймер. — «Поскольку у нас захватывающий сюжет, а зрителю герои понравились уже по первому фильму, мы их теперь возвращаем, но уже в более приключенческую обстановку. Фильм замечателен тем, что он подходит для любого зрителя. Он умный, но это и ребёнку не помешает разобраться в том, что происходит на экране. Этот фильм можно посмотреть всей семьёй после праздничного застолья на Рождество. Семья придёт в кинотеатр, купит попкорн и в течение двух часов будет получать удовольствие. А выйдя из кинотеатра, они начнут задавать вопросы об исторических событиях, которые легли в основу фильма. Я думаю, мы их чему-то научим, но сделаем это увлекательно и интересно».


Похожие материалы:

Хелен Миррен пренебрегла приглашением Королевы на ужин

Хелен Миррен пренебрегла приглашением Королевы на ужин

После получения статуэтки Оскар за исполнение роли королевы Елизаевты II актриса русского происхождения Хелен Миррен ( Елена Миронова) была приглашена на ужин в Букингемский дворец. Однако, актриса ответила отказом, сославшись на занятость.
Интервью с Дайан Крюгер

Интервью с Дайан Крюгер

— Вы могли бы немного рассказать о фильме «Сокровище нации: Книга Тайн» и о том, как изменилась ваша героиня, Абигейл? — Уже в начале нового фильма заметно, что отношения между Беном и Абигейл сильно изменились. Например, в конце предыдущего фильма Бен и Абигейл разбогатели, и поэтому у них очень изменился образ жизни.
Интервью с Джерри Брукхаймером

Интервью с Джерри Брукхаймером

— Вас когда-нибудь удивлял кассовый успех фильма, как, например, в случае с «Сокровищем нации»? — Я всегда удивляюсь, когда фильм становится хитом. Я никогда не знаю, что будет. Если вам кто-то говорит, что у них готовится большой хит, они лгут, потому что знать это заранее невозможно.
Интервью с Николасом Кейджем

Интервью с Николасом Кейджем

— Вы могли бы рассказать нам немного о том, почему Бен и его команда снова пускаются на поиски приключений в фильме «Сокровище нации: Книга тайн»? — Нужно восстановить честь имени его прапрадедушки, Томаса Гейтса, который был борцом за свободу и идеи Линкольна. Как становится известно из фильма, его считали сторонником Конфедерации и думали, что он сжёг страницы дневника Бута и принимал участие в поисках ценного источника золота
Бен Барнс - Я захотел, чтобы этот фильм был масштабнее

Бен Барнс - Я захотел, чтобы этот фильм был масштабнее

В.: Расскажите о своём видении этого фильма, чем он отличается от первой части? Э.А.: Хотите верьте, хотите нет, но я захотел, чтобы этот фильм был масштабнее, а сейчас уже жалею об этом решении. (смеётся) Нет, правда, действие первого фильма происходило в новом мире. Нарния была создана за 900 лет до времени действия предыдущего фильма. Теперь прошло ещё 1300 лет, Нарния уже много лет захвачена тельмаринами, теперь это куда более грязное, мрачное, тёмное место, чем мир в предыдущей

Просмотров: 4422 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:
Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Жанр: Публикации
Как определить надёжность букмекера, какие бонусы можно получить и как ими пользоваться.

Купить транспортер отводящий.
Опрос:
Кто посмотрел фильм "Шеф"? Оцените по 5 бальной шкале
Не смотрел и не собираюсь
Не смотрел, хочу посмотреть
+1
+2
+3
+4
+5
Классный фильм!