Золотой компас

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 21-11-2010, 16:15

Золотой компасПарад фильмов в жанре фэнтези продолжается: кажется, каждая крупная киностудия стремится отметиться в производстве сказочки для всех, заработав на этом свою копейку. Очередное творение называется «Золотой компас» (The Golden Compass) и является экранизацией первой части фэнтезийной трилогии «His Dark Materials» (в русской интерпретации «Тёмные начала») английского автора Филипа Пуллмана.Как выясняется, на свете такое количество разных фэнтэзийных историй, что снимать их не переснимать. Вот про трилогию Филипа Пуллмана пишут, что на родине она конкурирует с текстами про «Гарри Поттера» другого английского автора. Звучит, конечно, сомнительно, так как популярность мальчонки в очёчках невероятно велика, ну да пусть с ними.

Что же представляет из себя новая франшиза, которой нас будут потчевать ещё как минимум дважды? Как это ни странно, но по стилистике «Золотой компас» напоминает... «Гарри Поттера». Зрителю предлагают вариацию на тему волшебного ретро-мира: английская аристократическая чопорность, старомодность, добротность плюс волшебные вещи и существа. Даже имеются два мира, сказочный и человеческий, которые между собой пересекаются. Да и главный герой — ребёнок! Удивительное дело — такое впечатление, что придумать в Англии что-то принципиально новое не могут в принципе.

Так же, как и «Гарри Поттер», «Золотой компас», снятый Крисом Уэйцем (этот товарищ известен тем, что вместе с братом Полом зафигачил идиотический «Американский пирог»), представляет из себя мешанину из банальностей, сдобренную порцией собственного творчества, а на протяжении всего просмотра можно поймать себя на мысли, что некоторые элементы фильма уже где-то мелькали (ситуация с волшебным компасом напоминает аналогичную ситуацию в «Пиратах Карибского моря», ведьмы летают аки вампирши из «Ван Хельсинга» и т.п.). Более того, Филип Пуллман не побоялся позаимствовать идеи из известных сказок и даже классической литературы. Например, Лира, скачущая по бескрайним северным просторам на белом медведе, подозрительно напоминает Герду, скачущую по бескрайним северным просторам на олене. И имя одного из героев (Йорик) и рассказ о том, что нынешний король отравил прошлого короля, говорят о том, что тень «Гамлета» где-то рядом.

Ко всему прочему история Филипа Пуллмана, судя по всему, изобилует невероятным количеством подробностей, которые режиссёр Крис Уэйц попытался утрамбовать ногами в 113 минут хронометража как избыточный багаж в не самый большой чемодан, а в результате что-то выпало, а что-то помялось до неузнаваемости. Если в общих чертах устройство волшебного мира понять возможно, то объяснение частностей осталось за бортом, отчего завязка выглядит нелепой и бессмысленной (весь сыр-бор из-за волшебного компаса яйца выеденного не стоит при том раскладе, что дан в фильме), некоторые сюжетные линии (мишек на Севере, клана ведьм) просто не оправданы, ключевые понятия (например, мерцающая пыль) не объяснены. Да и в целом сюжет излагается слегка нудновато — слишком многое надо объяснять, а как известно, охватить необъятное просто нельзя.

А вот что отлично удалось режиссёру, так это визуальная сторона фильма. «Золотой компас», по сути, — это просто праздник для глаз. Красивейшие общие планы, отлично прорисованные фантастические существа, какие-то невероятные дирижабли — всё по высшему разряду. В такой мир хочется попасть и долго бродить там в качестве туриста, а по возможности и даже жителя. Этот мир, даже несмотря на наличие в нём некоего зла (в «Золотом компасе» оно пока ещё не проявило себя во всей красе — наверное, копит силы для продолжений), удивительно светлый и позитивный. Здесь даже это само зло выглядит весьма привлекательно (об этом чуть ниже).

Лично меня больше всего порадовали волшебные зверушки, сделанные явно с любовью. Одна из фишек придуманного Филипом Пуллманом мира — это наличие у каждого человека дэймона в виде какого-то зверя, который всегда находится рядом. Дэймон — это душа, по идее, отражающая сущность человека, которому принадлежит (правда, я не понял, почему дэймон, так как если имеется в виду демон (demon), то по-английски он звучит как «димен»). Так вот эти дэймоны — те ещё штучки. Например, у главной героини мохнатая душа (зовут её, внимание, Пантелеймон) всё время меняет облик, отчего предстаёт то грызуном, то кошкой, то птицей. Наблюдать за общением людей с их дэймонами — сущее удовольствие, ведь такое безумие просто редкость для ширпотреба, коим в основном, являются фэнтезийные фильмы. Однако по степени безумия всех затыкают за пояс ледяные медведы (иначе как по-пАдонковски их не назовёшь, так как они становятся на задние лапы и говорят), которые вдруг иногда надевают броню. Бронированный медвед — незабываемое зрелище. Такое впечатление, что автор серьезно дунул, прежде чем придумать такую деталь гардероба своим персонажам.

«Золотой компас» имеет ряд особенностей, которые не могут не вызвать удивления. Первая — это церковная тема. Судя по всему, богоборческая составляющая занимает одно из центральных мест в трилогии Филипа Пуллмана, так как Магистериум напоминает тотальную религиозную организацию, получившую власть и желающую подчинить себе весь мир. Однако в сценарии (изначально его писал знаменитейший Том Стоппард, но потом всё переписал Крис Уэйц) это богоборчество отошло если не на задний план, то выглядит весьма завуалировано: внешне служители культа напоминают католических священников, а на стенах филиала Магистериума, если не пропустить этот момент, можно с изумлением обнаружить православную иконопись. Такой наезд на христианскую религию выглядит очень симптоматичным: совсем недавно случилась откровенная попытка разобраться с католицизмом в «Коде Да Винчи», и вот теперь новый виток внедрения в массы, что определённая религия — это зло. То ли ещё будет. Из этой первой удивительной особенности «Золотого компаса» вытекает вторая — и тоже тенденция. Мы как будто вернулись во времена холодной войны, когда в роли зла всегда выступали русские. Вот в «Пороке на экспорт» и «Хитмене» звучит в полный голос антирусская тема, имеется она и в фильме Криса Уэйца: мало того, что здание Магистериума расписано православными образами, так ещё какая-то раса злодеев (если я правильно расслышал, то зовут их тартарами, то бишь исчадьями ада) говорит по-русски. Что-то на Западе совсем уже распоясались и легко забывают о пресловутой политкорректности, которая применяется как-то избирательно. Рисовать новую империю зла — особого ума не надо.

Третья изумляющая особенность фильма — это опять наличие пары Дэниэл Крейг и Николь Кидман, которые только что снялись вместе во «Вторжении». И снова, как и в фантастическом триллере Оливера Хиршбигеля, Кидман на голову переигрывает своего партнёра по картине. Стоит, конечно, оговориться, что у этих артистов в «Золотом компасе» разное экранное время, но вот от похожести Крейга в разных ролях никуда не деться: он в который раз лишь мужественно присутствует в кадре. Зато Николь Кидман просто блистает. В кои-то веки ей доверили играть отрицательного персонажа, что она с блеском и делает: актриса единственная во всём актёрском ансамбле не смирилась с одномерностью своей роли и играет так, что о сущности своей героини оставляет больше вопросов, чем ответов. И можно лишь в очередной раз повторить известную фразу: «Никогда зло ещё не было таким привлекательным».

Коль скоро речь зашла об актёрах, то стоит отметить, что, за исключением уже упомянутой Николь Кидман, всё без сюрпризов: персонажи поделены на плохих и хороших и артисты вне зависимости от степени одарённости выдают плоские характеры. Можно разве что отметить найденную в результате обширного кастинга исполнительницу главной роли — Лиры Белаквы — Дакоты Блю Ричардс, не блещущую пока исполнительским мастерством (какие ещё её годы, ведь девочке в этом году исполнилось только 13), зато имеющую аристократическую внешность и самые отличные перспективы на будущее. Вместе с Николь Кидман Дакота смотрела просто на десять баллов.

Картина изобилует множеством допущений и в принципе искать ляпы в сказке не имеет особого смысла, но вот ехидные вопросы к сценаристам так и напрашиваются в ходе просмотра. Например, интересно было бы знать, куда всё время исчезает с бронированного медведа его броня и как он её надевает. Ну или почему у некоторых людей не видно дэймонов: то ли намёк на их бездушность, просто заколебались всем эпизодическим персонажам рисовать мохнатые души.

Фильм Криса Уэйца «Золотой компас» — визуально роскошная сказка, где красота картинки стремится компенсировать некоторую неудачность сценария, в коем зияют смысловые дыры. Если вы готовы подождать с объяснениями ещё несколько лет, когда выйдут продолжения «Тёмных начал», или прочитать после просмотра книгу Филиппа Пуллмана, то на «Золотой компас» можно смело идти, причём всей семьёй (лишь одна сцена, возможно, напугает маленького ребёнка — та, где дерутся бронированные медведы, и он мишка ломает челюсть другому).


Похожие материалы:

Интервью с Гариком Харламовым

Интервью с Гариком Харламовым

Синопсис "Самого лучшего фильма 3-ДЭ" подозрительно напоминает "Перемотку" Гондри, это случайно так вышло? Напоминает сюжетной линией? Тот факт, что персонажи должны переснимать известные фильмы на свой лад? Эта идея принадлежит далеко не Гондри.
Как приручить дракона

Как приручить дракона

Нет пределов человеческой фантазии. В этом в очередной раз убеждаешься после просмотра потрясающего без натяжки мультфильма «Как приручить дракона» (How to Train Your Dragon), снятого по мотивам одноименной книги Крессиды Коуэлл. Что будет, если скрестить особенности собачки (именно так, маленького друга человека) и кошки и добавить туда внешности сказочной рептилии с крылами?
Вторжение

Вторжение

Миграция хороших европейских режиссёров в Голливуд продолжается, и не у всех работа в самой мощной индустрии кино складывается удачно. Оливер Хиршбигель, судя по всему, пал жертвой фабрики грёз. Его имя знакомо любителям кино по двум фильмам — «Эксперименту» и особенно «Бункеру», рассказывающему о последних днях Гитлера и его окружения и наделавшему недавно много шума
Девушка из воды

Девушка из воды

Когда идёшь смотреть новый фильм Найта Шьямалана, то испытываешь противоречивые чувства: с одной стороны, всегда знаешь, что в конце ты постигнешь, как тебя разводили весь фильм, что интересно (мастер Шьямалан хороший и держит в напряжении весь фильм)
Эрагон

Эрагон

То, что каждый должен заниматься своим делом, это избитая истина. Но почему-то она регулярно не доходит до людей даже в Голливуде, где профессионализм поставлен вроде бы на поток. Ну вот спрашивается, зачем талантливому супервайзеру визуальных эффектов двух десятков не самых худших фильмов вдруг пробовать себя в режиссуре?

Просмотров: 2398 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Ультразвуковые отпугиватели кротов otzverey.ru.
Опрос:
Эштон Катчер и Крис Эванс?
Эштон Катчер
Крис Эванс