V значит вендетта

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 5-08-2010, 00:19

V значит вендеттаЕсли честно, даже и не знаешь, с какого бока подступиться к «V значит вендетта»: с одной стороны, тема заявлена будь здоров, снято интересно, опять же актёры хорошие, но с другой стороны, комиксовость (фильм снят по одноимённому комиксу Алана Мура), театральность и абсурдность происходящего на экране нивелирует достоинства фильма. Попытаюсь объясниться.

Тема фильма «V значит вендетта» — влияние тоталитарного государства на человека и борьба одиночки против тоталитаризма с призывом к всеобщей анархии и активными террористическими действиями. Не кисло так, да? Особенно с учётом, что сейчас от угрозы терроризма не застрахована ни одна страна в мире. Тем более, что действие происходит в Лондоне, имеется в наличии взрыв в метро, а в тот момент, когда шли съёмки фильма, в лондонской подземке был совершён теракт, в результате которого погибли люди. Действие картины происходит в ближайшем будущем в Англии, где царит тоталитарный строй а-ля описанный в романе Джорджа Оруэлла «1984». Братаны Вачовски вообще начитанные ребята, явно читали и эту антиутопию, поэтому даже странно наблюдать их версию альтернативной истории: вроде как царит тоталитаризм (канцлер Саттер приходит к власти прямо как Гитлер), людей забирают без суда и следствия, а тотального наблюдения за человеком нет. Интересно, куда бы мог деться товарищ в маске, если бы все улицы мегаполиса находились под видеонаблюдением (вопрос о несуразностях я рассмотрю чуть ниже)? Да никуда — тогда бы «кина» не было. Кто бы спорил, что общество потребления, позволяющее навязать себе тоталитарный строй, — это плохо. Только какой выход предлагают из этого братки Вачовски? Теракты, ведущие к всеобщей анархии. Однако анархия — это не красивая массовая сцена, когда просветлённые люди как один выходят на площадь и тут же наступает всеобщее счастье. Анархия — это затопленный Нью-Орлеан, где бесчинствуют банды, с которыми не могут справиться хвалёные американские военные и полицейские. Это ли не знать американским режиссёрам. Знают они это, просто массовая сцена а-ля «Матрица» — это красиво и эффектно, а мерзкие бандиты-дегенераты — это не для эстетов. Так что идея, так почему-то вдохновившая, судя по отзывам, некоторых кинокритиков, порочна изначально и может возрадовать только антиглобалистов, которые, радостно поржав во время сеанса, пойдут в ближайший супермаркет за пивом, чтобы в тёплой компании обсудить очередную суперакцию по закидыванию яйцами Билла Клинтона или Никиты Михалкова (никогда не забуду видео с акции антиглобалистов в Стокгольме: они зачем-то захватили здание школы и несколько часов удерживали, попутно закидывая шведских полицейских подручными средствами, после чего эти полицейские штурмом взяли школу, а в отместку участникам акции вывесили над школой американский флаг — это в Швеции, где вряд так уж любят США). Это что касается «о чём».

Теперь «как». Снято, повторюсь, интересно, но по большей части это «интересно» заключается в эффектности: эффектно аки Чёрный плащ появляется герой в маске, также эффектно он исчезает, эффектно взрывается Биг Бен под звуки увертюры П.И. Чайковского «1812 год» и т.п. Если же откинуть эти эффекты, то «V значит вендетта» выглядит как... телеспектакль. Само появление героя в маске обставлено в высшей степени театрально: он выходит, одной левой с кинжалом разделывается с нехорошими ребятами, театрально вскидывает ручками и начинает пафосно рассказывать свою историю. Дальше театральность (это когда неестественно, но не смешно) конкурирует с комиксовостью (это когда также неестественно, но уже смешно), к счастью, не давая ей победить. А так как театр побеждает, то и смотреть фильм МакТига очень даже приятно: картинка в целом роскошная — старая добрая Англия с её уютными домиками и известными всему миру достопримечательностями удачно сочетается с современными интерьерами и стилизованной свастикой на стенах.

Теперь об актёрах и их персонажах. Самый большой вопрос возникает к фигуре главного героя. Это двойной парадокс. Во-первых, маску этот Зорро нашего времени не снимет до конца. К чему тогда было приглашать на эту роль хорошего актёра Хьюго Уивинга? Кто разглядит за личиной Гая Фокса (маска сделана как лицо знаменитого террориста, собиравшегося взорвать здание английского парламента в далёком прошлом) муки творчества артиста с высоким гонораром? Театральными жестами может потчевать зрителя любой актёр любого театра, а озвучить его уже мог бы и сам агент Смит aka Элронд (мы и вовсе лишены даже возможности услышать голос актёра — дубляж не позволяет). Но тут всё просто: Хьюго, похоже, ценится братьями Вачовски, вот и оказался в проекте. Гораздо труднее ответить на вопрос, как функционирует персонаж под именем V? Это уже во-вторых. Он живёт неизвестно где, появляется внезапно и исчезает столь же стремительно, выполняя в промежутках между выходом и уходом на сцену подвиги в стиле Зорро с манией величия, всегда (интересно, даже в душе?) носит маску и чёрный плащ («Я Чёрный плащ, летящий на крыльях ночи») и виртуозно владеет кинжалами. Вот только где он берёт средства к существованию, где черпает информацию и чем, кроме идейности, отличается от стандартных супергероев? Непонятно.

Второй главный персонаж «V значит вендетта» — молодая женщина Айви в исполнении Натали Портман. Безусловно, девушка созрела, совсем вылупившись из одежд принцессы Амидалы. Однако её игра оставляет желать лучшего. Хотя как тут играть такого персонажа непонятно: у Айви в детстве на её глазах забрали родителей, она воспитывалась в приюте как дочь врагов народа, а почему-то не испытывает ненависти к режиму. Более того, весь фильм она должна глупо хлопать глазами, пытаться сбежать от своего спасителя и возненавидеть режим практически к титрам. Двойка авторам сценария за такого персонажа. Соответственно и Натали Портман не смогла справиться с заведомо провальной ролью, хотя девушка она хоть куда — даже без волос (да-да, её наголо обривают в фильме) актриса выглядит очень здорово, отчего кто-то даже сказал в её адрес «Никогда ещё пособничество терроризму не выглядело столь привлекательно».

Вот кто порадовали, так это старая гвардия: английские актёры Джон Херт и Стивен Фрай на пять баллов справились с ролями соответственно канцлера и телеведущего: комическая сцена в студии выглядит одной из самых живых в фильме.

Теперь о самом плохом. Фильм полон несуразностей и заимствований из всё той же «Матрицы». Сначала о последнем. Конечно, когда ты больше десяти лет держишь в уме один фильм, трудно избавиться от его образов. Но ведь надо, надо. У МакТига не всегда это получается. Клонированная толпа людей в одинаковых одеждах и масках — это прямой отсыл к толпе агентов Смитов, а обряд инициации Айви, когда V путём каких-то незамысловатых действий, которые и пытками-то не назовёшь, якобы выводит девушку из одного мира в другой, — это не менее прямой отсыл к сцене, когда Морфеус предлагает Нео сделать выбор из двух таблеток. В «V значит вендетта» есть и забавная перекличка с фильмом, который также сейчас идёт на экране: мало того что V, как и герой Клайва Оуэна в «Не пойман — не вор» ходит в маске, так он ещё и способ введения полиции в заблуждение избрал тот же самый способ — он также одевает заложников в ту же одежду, что носит и сам. Бессмысленно рассуждать, кто у кого что украл, но момент прелюбопытный.

Ну и о несуразностях. Они начинаются с первых же кадров и длятся до самого конца. Почему девушка, знающая, что во время комендантского час под страхом смерти нельзя выходить из дома, прётся на улицу к потенциальному любовнику? Откуда черпает V информацию, если у него нет даже сообщников? Каким образом в тоталитарном государстве он смог изготовить промышленным способом многие тысячи броских масок? И этот ряд можно продолжать до бесконечности. Конечно, если мы смотрим комикс, то всё списываем на условности жанра, но если это большое кино, на которое явно претендуют братки Вачовски, то извините.

А ещё в фильме (правда, скорее всего только в русском переводе) есть очень злобная расшифровка аббревиатуры США — Скотские Шлюхи Америки. Сильно долбанули по родному государству братаны, внушает. Интересно, что же там в оригинале, ибо мне удалось расшифровать только часть аббревиатуры USA: SA — Sluts of America.

Резюмирую: несмотря на все мои нападки, один факт такой обширной рецензии подтверждает, что «V значит вендетта» — это всё-таки неординарный фильм, пусть и могущий в потенции быть гораздо сильнее. Это достаточно политизированное, очень актуальное, эффектное, местами красивое и неправдоподобное зрелище. А что ещё можно было ожидать от братков? V значит Вачовски.

  


Похожие материалы:

"V" значит вендетта

Российскому зрителю и читателю, за очень редким исключением, совершенно ничего не говорит имя Гая Фокса (Guy Fawkes), для жителей же Англии, антиутопическую фантазию на темы истории которой как раз и представляет собой V for Vendetta, это имя – такой же символ, как Тауэр, Кромвель или Алая и Белая роза.
Что ждет Люциуса Малфоя в финале

Что ждет Люциуса Малфоя в финале "Гарри Поттера"?

Что вы чувствуете теперь, когда все подходит к концу? Это тяжелый процесс, но к счастью, я много работаю; если бы я сделал шаг в сторону и начал размышлять, я бы ужасно огорчился. В основном огорчился бы потому, что для меня это был чрезвычайно приятный опыт. Я приезжал на студию Ливсден, где больше десяти лет встречал одних и тех же людей, я видел те же лица в кафе, я наблюдал за тем, как люди растут и взрослеют — не только актеры, вся съемочная группа.
Вторжение

Вторжение

Миграция хороших европейских режиссёров в Голливуд продолжается, и не у всех работа в самой мощной индустрии кино складывается удачно. Оливер Хиршбигель, судя по всему, пал жертвой фабрики грёз. Его имя знакомо любителям кино по двум фильмам — «Эксперименту» и особенно «Бункеру», рассказывающему о последних днях Гитлера и его окружения и наделавшему недавно много шума
Девушка из воды

Девушка из воды

Когда идёшь смотреть новый фильм Найта Шьямалана, то испытываешь противоречивые чувства: с одной стороны, всегда знаешь, что в конце ты постигнешь, как тебя разводили весь фильм, что интересно (мастер Шьямалан хороший и держит в напряжении весь фильм)
Не пойман — не вор

Не пойман — не вор

Спайк Ли вписал своё имя в историю кино давно: к примеру, весь мир узнал именно от него, что раньше связь чёрного мужчины с белой женщиной называлась «лихорадкой джунглей». Свою гражданскую позицию режиссёр-афроамериканец спокойно выражает средствами искусства: например, свою новеллу в киноальманахе «На десять минут старше» он назвал «Победа, которую у нас украли» и посвятил нечестному выигрышу на президентских выборах Джорджа Буша-младшего. Тем

Просмотров: 1716 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Сейчас в кино! На что пойдёте?
Люди в черном 3
Диктатор
Прометей