Не пойман — не вор

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 6-08-2010, 00:20

Не пойман — не ворСпайк Ли вписал своё имя в историю кино давно: к примеру, весь мир узнал именно от него, что раньше связь чёрного мужчины с белой женщиной называлась «лихорадкой джунглей». Свою гражданскую позицию режиссёр-афроамериканец спокойно выражает средствами искусства: например, свою новеллу в киноальманахе «На десять минут старше» он назвал «Победа, которую у нас украли» и посвятил нечестному выигрышу на президентских выборах Джорджа Буша-младшего. Тем удивительнее увидеть фильма Спайка Ли «Не пойман — не вор» (вообще-то «Inside man» можно перевести как «Человек внутри»), тема которого далека от вселенских проблем — всё-таки ограбление банка. Но Спайк Ли не был бы самим собой, если бы не поразбросал щедрой рукой антирасистских эпизодиков, не имеющих к действию никакого отношения, но отражающего гражданскую позицию автора.

В центре внимания повествования фильма — противостояние крутого грабителя и не менее крутого полицейского. Тема не новая, можно сказать, заезженная режиссёрами вдоль и поперёк, отчего на первый план выходит не «что», а «как». И вот с этим у Спайка Ли полный порядок. У фильма просто блестящая композиция, где всё разыграно как по нотам: игроки, то бишь актёры, появляются с математической точностью, отчего «Не пойман — не вор» приобретает сходство с шахматной партией. Грабитель банка в исполнении Клайва Оуэна придумал схему идеального ограбления: с группой товарищей в масках и комбинезонах он захватывает помещение, берёт всех людей в заложники и одевает их в одинаковые комбинезоны, отчего и захватчики, и потерпевшие выглядят как близнецы-братья, а во время штурма захваченного здания полицией грабители смешиваются с массой заложников. Просто и действенно (собственно именно это и делали те же боевики, что захватили школу в Беслане).

Возникает только вопрос: «А как же награбленное?». Вот здесь-то собака и порылась. В течение всего фильма крутой детектив в исполнении любимого актёра Спайка Ли Дензела Вашингтона пытается понять, что нужно главарю захватчиков. Их дуэль — вообще главное украшение фильма. Коп до многого додумывается, но в последний момент почему-то даёт слабину, в недоумении разглядывая нетронутые ценности банка и нудно допрашивая всех заложников-подозреваемых. Именно в этом и заключается слабина развязки фильма: если грабители зачем-то захватили банк, а потом вышли ни с чем, может, стоит предположить, что они всё-таки что-то похитили и спрятали это в банке. Такая простая мысль умного детектива не посещает вовсе, отчего вдруг начинаешь сомневаться в его умственных способностях, а также всех остальных полицейских, что были задействованы в деле ограбления банка. Однако такой штришок не умаляет достоинств картины Спайка Ли, снятой практически безупречно.

Помимо закрученной интриги в «Не пойман — не вор» есть много чего ещё. Спайк Ли не только традиционно и очень по делу высказывает свою гражданскую позицию (один коп просит другого не указывать национальную принадлежность преступников, в другой раз этот же коп недоуменно спрашивает, чем отличается армянское происхождение от албанского и т.д.), но проходится по современной культуре. Один из ярких эпизодов фильма — разговор главаря захватчиков с маленьким чернокожим мальчуганом, в ходе которого симпатичный мальчишка показывает взрослому свою игру (в ней чёрный крутой парень ходит по улицам и с особым цинизмом уничтожает всех прохожих) и говорит про неё, что это круто. Действительно, куда уж круче, а после таких игр и фильмов в американских школах появляются вооружённые школьники и расстреливают всех подряд.

Поюморил Спайк Ли и насчёт воздействия симпатичных женщин на мужчин: два копа, словно заворожённые, наблюдающих за выдающимся бюстом молодой дамы, — то ещё зрелище.

А ещё в «Не пойман — не вор звучит» классная индийская музыка, которой сразу хочется пополнить личную фонотеку.

Если человек талантлив, то и на проходную тему он снимет классное кино, что и получилось у Спайк Ли: «Не пойман — не вор» — это два часа пиршества для глаз, ушей и ума.


Похожие материалы:

Отважная

Отважная

Хороших режиссёров, к коим безусловно относится ирландец Нил Джордан (в это воскресенье, 14 октября, в рамках ежегодного фестиваля «Новое британское кино» можно увидеть один из его лучших фильмов «Жестокая игра»), очень часто засасывает Голливуд. И в подобных ситуациях интересно наблюдать за противостоянием фабрики грёз с авторской индивидуальностью.
Хаос

Хаос

Удивительно, но факт: почти вслед за остроумным фильмом Спайка Ли «Не пойман — не вор», сделанном в стиле «Режиссёр разводит зрителя», в прокат выходит картина на схожую тему, срежиссированная неизвестным Тони Джиглио. «Хаос» — это типичный образчик жанра «В действительности всё было не так, как на самом деле», отягощённая грехом клонирования.
V значит вендетта

V значит вендетта

Если честно, даже и не знаешь, с какого бока подступиться к «V значит вендетта»: с одной стороны, тема заявлена будь здоров, снято интересно, опять же актёры хорошие, но с другой стороны, комиксовость (фильм снят по одноимённому комиксу Алана Мура), театральность и абсурдность происходящего на экране нивелирует достоинства фильма. Попытаюсь объясниться. Тема фильма «V значит вендетта» — влияние тоталитарного государства на человека и борьба одиночки против тоталитаризма с призывом к
Ультрафиолет

Ультрафиолет

Вот клинит некоторых товарищей на одной теме, отчего они упорно гнут свою линию. В подобный суровый клинч, похоже, вошёл Курт Виммер, прославившийся своим матрицеподобным «Эквилибриумом». Не успокоившись на подвигах клирика в исполнении Кристиана Бэйла, режиссёр решил сделать женскую версию своего фильма. Задумал и сделал, причём в его новой картине, похоже, сценаристы отсутствовали как класс. Более невнятное и маразматичное зрелище придумать очень трудно.
Мюнхен

Мюнхен

«Бойся Гектора, в дом твой входящего» — такой можно придумать подзаголовок длинному-предлинному фильму Стивена Спилберга, в котором Эрик Бана (тот самый Гектор в «Трое») под именем Авнер подключается к операции «Возмездие», становится во главе израильских боевиков и целенаправленно умерщвляет арабов, причастных, по мнению его начальства, к мюнхенской трагедии 1972 года. Тогда арабские террористы прямо во время Олимпиады захватили в заложники

Просмотров: 1610 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Эштон Катчер и Крис Эванс?
Эштон Катчер
Крис Эванс