16 кварталов

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 4-07-2010, 09:52

16 кварталовПолицейский на грани нервного срыва должен доставить свидетеля обвинения через 16 опасных кварталов Нью-Йорка от полицейского участка до здания суда. Путь будет непростым – есть люди, которые слишком много потеряют, если этот тандем из белого полицейского и чернокожего свидетеля благополучно доберется до места.

После нелепых антинаучно-фантастических фокусов с перемещением американских ученых в Средневековье и обратно, целым фейерверком которых Ричард Доннер побаловал публику в Timeline, переведенном у нас как «В ловушке времени», знаменитый режиссер вернулся к самой, пожалуй, излюбленной своей теме. «16 кварталов» – впечатляющая картина о том, как случайно подвернувшийся под руку полицейский следователь (Брюс Уиллис), алкоголик, меланхолик и даже до некоторой степени физический инвалид, выполняет приказ переправить в течение 118 минут через 16 кварталов, отделяющих полицейский участок от здания суда, одного неунывающего чернокожего (Мос Деф), долженствующего дать показания, как выяснится позже, против практически всего 14-го участка нью-йоркской полиции, не исключая – косвенным образом – и своего новоявленного мучимого похмельем и болью в ноге конвоира.

«16 кварталов» до такой степени не похожи на современное «полицейское кино» с его высокими технологиями, гиперизощренными сюжетными ходами, плутовскими интригами, запутанными моральными неразрешимостями, наркотическими сполохами сознания, циническим постмодернистским сарказмом и прочими неотъемлемыми приметами цветущей сложности жанра, что совершенно не верится, будто фильм снят в 2006 году. Перед нами даже, пожалуй, не 90-е, а классические 80-е, оставившие позади суровый героизм раннего Клинта Иствуда и готовящиеся, хоть еще и не вполне готовые, к ироническому повороту доннеровского же «Смертельного оружия»: стремительно выходящий в тираж честный детектив, разъедаемый жесточайшим похмельем и муками совести (слова героя Уиллиса: «Я плохой. Я очень плохой», вначале кажущиеся неуместным кокетством, вскоре приобретают вполне ясный и оправданный смысл), должен доставить в суд трогательно-прекраснодушного и при этом явно не лишенного мудрости свидетеля, отбиваясь от целой армии коррумпированных полицейских. В сущности, если не считать пары-тройки мелочей, никаких подвохов. Все предельно ясно. Один в поле воин, а люди способны измениться к лучшему. Если бы главные герои были рыцарями, второй тезис предыдущего предложения был бы начертан в качестве девиза на их щитах. За неимением же щитов Доннер помещает указанное утверждение на праздничный торт, который один персонаж присылает другому в финале – словно мораль, высеченную Создателем мира на известных скрижалях.

Однако за этой трогательностью кажущихся анахронизмом старомодных художественных приемов стоит очень внятное и различимое желание авторов сказать простые и в то же время основополагающие вещи. Заостряя то до шуток про пагубность бутылки, доводящей до таких вот шестнадцатиквартальных историй, то до мастерски нащупанных кульминационных моментов погони канву своего произведения, Доннер и его сценарист Ричард Уэнк ведут зрителя не к залу суда (в итоге по ходу действия даже основной свидетель обвинения меняется), а к границе, на которой человек может – или не может – быть определен как нравственное существо. В основе «16 кварталов» лежит элементарная (как в смысле простоты, так и в смысле краеугольности) и старая как мир дилемма домиллениумного «полицейского кино»: или цель оправдывает средства, а «правда – это ничто», как опрометчиво уверяет не ведающий о предательском и совершенно предсказуемом диктофоне экс-напарник и экс-друг главного героя (Дэвид Морс), или разоблачение самого чудовищного зла не стоит гибели невинного старика, а люди меняются даже вопреки грубым привычкам своей предыдущей жизни. Впрочем, в самом фильме эта дилемма выражена несколько иначе: кого из троих (полумертвую старушку, лучшего друга или девушку мечты) ты возьмешь с собой в машину, если по пятам идет идеальный шторм, а свободное место в машине только одно? К сожалению, слишком однозначный, хотя и не лишенный определенного обаяния, хэппи-энд, разрушающий заявленную в самом первом кадре мощную и чистую трагедийную ноту, не выдерживает той парадоксальной иронии, коя заключена в загадке конвоируемого воришки, однако в целом «16 кварталов» явно обладают тем балансом экшн-динамизма, юмора и драматичности, который необходим для качественного кино, какими бы архаичными они ни казались изрядно натренированному и искушенному глазу зрителя новорожденного тысячелетия.

Ключевые теги: боевик

Похожие материалы:

Эдди Мерфи готовит продолжение «Полицейского из Беверли-Хиллз»

Эдди Мерфи готовит продолжение «Полицейского из Беверли-Хиллз»

Эдди Мерфи намерен продолжить историю детектива Акселя Фоули из фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз». Речь идет не о полнометражных картинах, а о телевизионном сериале, сообщает портал «Новости кино» со ссылкой на интервью, которое дал Эдди Мерфи журналу Rolling Stone.
Моя девочка не хочет…

Моя девочка не хочет…

Фильм «Моя девочка не хочет...» снят без претензий, просто и, пожалуй, даже минималистично - как в смысле декораций, так и в смысле характеров и ситуация вообще, показанной в этой истории.
Эдди Мерфи

Эдди Мерфи

Родился 3 апреля 1961 года в Нью-Йорке в обеспеченной негритянской семье. Его отец - полицейский - умер, когда Эдди было 8 лет. Его мать вторично вышла замуж и воспитывала Мэрфи вместе с родным и сводными братьями. Актерское дарование Эдди Мэрфи рано заметил отчим
Крепкий орешек 4.0

Крепкий орешек 4.0

В далёком 1988 году не самому популярному тогда актёру Брюсу Уиллису удалось создать очень удачный образ Джона МакКлейна — такого полицейского без страха и упрёка, который вёл себя очень по-человечески, постоянно ругался, когда ему было больно (а это было так часто), и при этом умудрялся сохранять непередаваемое чувство юмора.
16 кварталов

16 кварталов

Как страшно жить в Америке. Обыкновенному человеку просто невозможно безопасно пройти по улицам Нью-Йорка каких-то несчастных 16 кварталов: мало того что на тебя набросятся вооружённые преступники, так тебя всюду подстерегают коррумпированные полицейские, не желающие, чтобы их грязные делишки всплыли наружу.

Просмотров: 2111 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Тони Старк (Железный человек) и Шерлок Холмс?
Тони Старк
Шерлок Холмс