11 сентября

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 2-07-2010, 09:52

11 сентябряВ 2002 году 11 режиссеров из 11 разных стран сняли художественно-документальный киноальманах «11'09''01 – September 11» по оригинальной идее французского продюсера Алена Бригана. Каждая из 11 новелл длится 11 минут, 9 секунд и один кадр и посвящена – прямо или косвенно – 11 сентября 2001-го. Разные сюжеты, разные стили, разная боль – одно вдохновение. Одно посвящение трагедии.

Впрочем, новеллы все равно довольно-таки сильно отличаются друг от друга. Есть назидательные – Юссефа Шанина (Египет), Кена Лоуча (Великобритания) и Миры Наир (Индия). Шанин ставит и играет самого себя – египетского режиссера, оказавшегося в Нью-Йорке. В силу дарованной ему особой чувствительности он может общаться с умершими, и однажды ему из морской пены – почти как Афродита – является призрак американского морского пехотинца, погибшего во время теракта в Бейруте. Они ходят и беседуют друг с другом, обсуждая проблемы нравственного толка и число жертв локальных конфликтов с участием США (4 миллиона во Вьетнаме, 1 миллион в Сальвадоре и т. д.). Также в беседу ненадолго вклинивается призрак араба, совершившего тот самый бейрутский теракт. Подобный спор, понятное дело, не может закончиться ничем иным, как невнятной примирительной авторской ремаркой. В новелле Лоуча фигурирует чилиец, пишущий письмо американцам. Он напоминает, как 11 сентября 1973 года при поддержке США к власти в Чили пришел генерал Пиночет. Рассказ состоит из приукрашенных картин народного единения времен Альенде и очень реалистичных, чаще даже натуралистичных описаний преступлений хунты. Все это время от времени разбавляется латиноамериканской гитарой – танцующей или скорбящей, по настроению. Мораль ясна. Эпизод Миры Наир целиком основан на реальной истории – мусульманского юноши из Нью-Йорка, которого долго подозревали в причастности к теракту 11 сентября, но который на самом деле геройски спасал людей в небоскребах. Вся история показана глазами матери юноши, воспринимающей это как испытание в вере, посланное ей Аллахом.

Есть новеллы просто трагические – без морали. Гениальный эпизод Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Мексика) состоит целиком из документальных кадров. Из серой пелены, где слышны лишь невнятные радиоголоса, вдруг врываются в зал крики тех, кто оказался в плавящихся небоскребах, их перебивают сообщения дикторов, которые вскоре заглушаются голосами заложников, звонящих из захваченных самолетов. Экран этого ада по-прежнему серый, лишь изредка вспыхивают и тут же пропадают кадры стены одной из башен. Тяжелая, блестящая, гладкая вертикаль, схваченная в эйзенштейновском ракурсе. Постепенно изображение светлеет, и уже на серо-голубом фоне дымящегося неба мы видим долгий план башни с фигурками летящих из нее людей. Скоро и их окутает тьма, звенящая неразборчивыми и безучастными радиопозывными, чтобы в конце выплеснуть на белое арабскую вязь: «Свет Всевышнего указует нам путь или же ослепляет нас?»... Новелла Амоса Гитая (Израиль) прочерчивает тонкую связь между терактом 11 сентября в Тель-Авиве и событиями того же дня в Нью-Йорке. Журналистке случайно удается оказаться в эпицентре тель-авивского теракта, но выпускающий редактор не дает ей эфир. Мечась между санитарами, полицейскими и свидетелями, она судорожно пытается узнать по мобильнику, годовщину каких событий транслируют из Нью-Йорка («11 сентября 1777 года англичане прихватили Вашингтона?» и т. д.), но Нью-Йорк транслирует не годовщину, а заполняющую весь мир смерть. Однако лично меня в плане изображения трагедии удивил Клод Лелюш (Франция), который всю жизнь ставил иронично-назидательные мелодрамки, а тут вдруг снял 11 минут глубокого и захватывающего кино. В жизнь влюбленной пары – глухой девушки и молодого человека, работающего гидом для глухих, – вторгается сон о конце света. Молодой человек уходит вести экскурсию по башням Всемирного торгового центра, а камера остается в комнате с девушкой – звука нет, есть только гул, сопровождающий жизнь глухих. Беззвучно работает телевизор, на экране которого самолеты врезаются в башни. Девушка пишет письмо, потому что хочет расстаться первой, но появление на пороге квартиры ее возлюбленного, осыпанного пылью и пеплом, вновь переворачивает и теперь уже завершает сюжет.

Данис Танович (Босния и Герцеговина) в свойственной ему печально-ироничной манере выводит процессию боснийских женщин на пустынную площадь полуразрушенного города, пройдя по которой, они заходят в свой общий дом и слышат по радиоприемнику о трагедии Нью-Йорка. Очаровательнейший эпизод снял Идрисса Одраого (Буркина-Фасо). Несколько африканских мальчишек читают статью в газете, где помещен портрет Усамы бен Ладена и объявлена награда за его поимку – 25 миллионов долларов. Вскоре мальчишки видят человека, очень похожего на Усаму (а может, это он и был?), и начинают следить за ним. Ведь на 25 миллионов можно сделать столько добрых дел и вылечить столько людей, если, конечно, не отдавать деньги взрослым, которые все равно потратят их на виллы, машины и сигары. Однако человек, похожий на Усаму, ускользает, сев в самолет. Мальчишки же со слезами на глазах машут вслед самолету и кричат: «Усама бен Ладен, возвращайся, ты нам нужен!»

В новелле Самиры Махмальбаф (Иран) «Бог, созидание и разрушение» урок в школе для афганских беженцев, находящихся в Иране, превращается в богословский спор. Одни дети считают, что Аллах убивает старых (прежних) людей, чтобы сотворить новых, другие – что Аллах милостив и не убивает никого. Разрешается этот необычный спор минутой молчания у дымящейся трубы, которая, по словам учительницы, формой напоминает взорванные нью-йоркские башни.

Одна из самых потрясающих новелл (наряду с мексиканской, снятой Гонсалесом Иньярриту) – американская, поставленная Шоном Пенном. (Публике он известен в основном как пьяница, хулиган и экс-супруг Мадонны, частенько с перепою учивший свою благоверную уму-разуму. Но помимо этого Шон Пенн еще и один из самых талантливых и глубоких американских режиссеров, снявший «Стража перекрестка» (в нашем прокате – «Постовой на перекрестке») и «Обещание» («Клятву»).) Герой новеллы – трогательный старик (роль Эрнеста Боргнайна), который каждое утро кладет на постель какое-нибудь из платьев своей покойной жены, разговаривает с ней и сокрушается, что ее любимые цветы в вазе давно увяли. Так проходят дни, один за другим, и вдруг старик видит, как в его маленькую квартирку, где никогда не было солнца, врывается солнечный свет и цветы распускаются прямо на его глазах. Он плачет от радости, берет вазу с цветами и подходит с нею к окну. А в это время включенный телевизор показывает самолеты, прорезающие небоскребы. Мы снова видим старика с цветами у окна, и по стене его дома медленно сползает контур башни, которая рушится, чтобы пропустить свет.

Наконец, завершает альманах эпизод, снятый Сохеем Имамурой (Япония). Это единственная новелла, где не прослеживается никакой прямой связи с 11 сентября, повествует же она о японском солдате, вернувшемся с Второй мировой. Подобно герою «Птахи» Алана Паркера, возвратившемуся из Вьетнама и вообразившему себя птицей, этот солдат, насмотревшись ужасов войны, стал... змеей. То есть телесно он остался человеком, а в остальном примкнул к пресмыкающимся.

Короче говоря, в США весь альманах запретили к показу. Отличная прелюдия к строительству тоталитарного общества.

 

Наверняка каждая девушка мечтает о том, что всегда и везде выглядеть стильно, модно и красиво. И в этом сегодня как никто им помогает хороший журнал мод, который грамотно расскажет и подскажет, что и когда в моде, что и с чем лучше носить, и какие новые тенденции диктует нам модный рынок. Одежда на каждый день, украшения, которые должны быть у каждой представительницы прекрасного, новые тенденции в свадебной моде и прочее вы найдете на нашем сайте.


Похожие материалы:

В Москве пройдет фестиваль французского кино

В Москве пройдет фестиваль французского кино

В среду, 19 сентября, в московском кинотеатре "35 мм" стартует третий по счету фестиваль "Рандеву с французским кино", в рамках которого покажут 11 картин. Фильмы объединяет общая тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
21 грамм

21 грамм

«21 грамм» - это история о надежде и человечности, жизнелюбии и выживании. Независимо от того, боитесь вы смерти или нет, она приходит, и в этот момент ваше тело становится на 21 грамм легче. Быть может, это вес человеческой души? 21 грамм – это вес колибри, самой маленькой птички на свете. Или пяти монет.
Шон Пенн

Шон Пенн

Родился 17 августа 1960 года в городе Бёрбэнк, штат Калифорния, США. Три кита знаменитости Шона Пенна – бурная личная жизнь в 1980-1990-х, эмоциональное выражение политических взглядов, и при всём при этом неотразимая актёрская манера. Родители Шона – актёр Лео Пенн
Райан Филлип (Райан Филлиппе)

Райан Филлип (Райан Филлиппе)

Райан Филлиппе появился на свет 10 сентября 1974 года в городе Нью-Кастл, штат Орлеан, где без каких-либо громких происшествий прожил до 17 лет. Детство Райан вспоминает всегда с радостью - оно было безоблачным и счастливым.
Башни-близнецы

Башни-близнецы

Удар по самолюбию, нанесённый Соединённым Штатам Америки террористами 11 сентября 2001 года, был настолько силён, что масштабного художественного полотна, описывающего те события, не было создано до сих пор. Фильм «Рейс 93», снятый в прошлом году, описывающий ситуацию в самолёте, пассажиры которого не дали совершить теракт, и так и не дошедший до нашего проката, вряд ли может идти в зачёт.

Просмотров: 1653 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Эштон Катчер и Крис Эванс?
Эштон Катчер
Крис Эванс