Жан-Поль Бельмондо

Категория: Статьи | Автор новости: sumr, 14-10-2010, 15:35

Жан-Поль БельмондоАмериканцы вовсе не были оригинальны, придумав своим фаворитам, Арнольду Шварценеггеру и Сильвестру Сталлоне, уменьшительно-ласкательные прозвища: Арни и Слай. Французы гораздо раньше выразили соответствующим образом признание ведущему супермену национального экрана, панибратски окрести его Бебелем. Правда, в СССР, где Жана-Поля обожали не меньше, сама фамилия Бельмондо стала нарицательной, служа комплиментом и одновременно – иронической характеристикой для человека, напористого и даже наглого в хорошем смысле этого слова. Что поделать, если артист оказался главным1 представителем западного кинематографа действия из числа официально «допущенных» до советских зрителей.

А между тем далеко не все почитатели таланта Жана-Поля Бельмондо в курсе, что имидж сильного и действенного парня, не чуждого чувству юмора, сложился не сразу. Первое и, по сути, всемирное признание пришло к нему гораздо раньше. Начинающий артист, дебютировавший в театре в 1950-м году, в семнадцатилетнем2 возрасте, как только ушёл в кинематограф, радикально порвал со сценой – и даже критиковал коллег, не делавших различий между принципиально не стыкующимися принципами актёрской игры. Ему посчастливилось попасть в поле зрения молодых киноведов и режиссёров – будущих основоположников «новой волны», оценивших невозмутимость и спонтанность поведения Жана-Поля. Собственно, он и сам всегда признавал: «Мой козырь – раскованность. Это ощущение свободы пришло в профессию из моего характера»3.

Знакомые черты типичного персонажа упомянутого течения, изменившего представления о киноязыке, заметны уже в сатирическом детективе «На двойной поворот ключа» /1959/ Клода Шаброля и в короткометражке «Шарлотта и её хахаль» /1960/ Жана-Люка Годара. Однако подлинным манифестом его представителей стала, как известно, годаровская криминальная драма «На последнем дыхании» /1960/. Существующий, нимало не задумываясь о последствиях и, хуже того, не догадываясь о приближающейся смерти, преступник Мишель Пуакар, не расстающийся с сигаретой парень из толпы, вступающий в роковой роман с легкомысленной американкой, заслуженно стал героем своего времени. Этот типаж приобрёл более выраженные, трагифарсовые и гротесковые черты в ходе дальнейшей эволюции – как у самого Годара («Женщина есть женщина» /1961/, «Безумный Пьеро» /1965/), так и у его единомышленников: Луи Маля («Вор» /1967/), Франсуа Трюффо («Сирена с Миссисипи» /1969/), Шаброля («Доктор Пополь» /1972/).

Впрочем, существенное расширение амплуа (а точнее, уход Жана-Поля Бельмондо в жанровый кинематограф) произошло намного раньше, чем «новая волна» сошла с авансцены. Особым блеском и мощной внутренней энергией4 насыщены роли, исполненные в работах Жана-Пьера Мельвиля. В «Леоне Морене, священнике» /1961/, «Шляпе» /1962/ (другой вариант перевода названия – «Доносчик») и «Фершо-старшем» /1963/ его персонажи оказываются в циничном и насквозь прогнившем мире – и действует жёстко, стремительно, с налётом показного цинизма. Промежуточным можно счесть и образ влиятельного мошенника и политического авантюриста Сержа Александра Ставиского, воплощённый у Алена Рене. А в остальном...

Пересматривая сегодня приключенческие фильмы, искромётные комедии, напряжённые триллеры и залихватские боевики с участием Жана-Поля Бельмондо, в первую очередь поражаешься их огромному зрелищному потенциалу. Где-то («Человек из Рио» /1964/, «Сто тысяч долларов на солнце» /1964/, «О!» /1968/, «Борсалино» /1970/, особо любимый у нас «Профессионал» /1981/) он лишь слегка подтрунивает над своими неизменными искателями приключений и сорвиголовами, запросто преодолевающими любые препятствия. Но нередко и откровенно дурачится, изображая то безнадёжного дамского угодника («нежного проходимца»), то безвольного писателя, мнящего себя «великолепным» шпионом, то измотавшегося каскадёра, то «воришку-неудачника», ведущего «игру в четыре руки», то лихого грабителя банков в костюме... клоуна. Бывало, Жан-Поль представал предельно суровым и даже злым, преследуя маньяка, нагоняющего «страх над городом», или разбираясь с особо опасными уголовниками («Наводчик» /1976/, «Человек вне закона» /1983/). Но Бельмондо неизменно выглядит убедительным, харизматичным и максимально непринуждённым, словно и не нуждаясь в наставлениях Станиславского об обязательности вживания в образ...

К сожалению, возраст постепенно взял своё. Жан-Поль Бельмондо с достоинством встретил старость, на пару с давним товарищем и соперником Аленом Делоном великодушно простившись (в «Одном шансе на двоих» /1998/) с периодом разудалых злоключений. Начиная, пожалуй, с «Судьбы баловня» /1988/5, актёр не стеснялся откровенной сусальности, задушевной интонации; это, кстати, совпало с его возвращением на сценические подмостки. Из работ данного периода хочется выделить трагикомедию Клода Лелуша «Отверженные» /1995/ и грустную драму «Человек и его собака» /2008/, в которой великий Бебель, находящийся не в лучшей физической форме, перенёсший несколько тяжёлых операций, предстал принципиально без грима, изобразив одинокого и всеми забытого старика.

Как и Делон, Жан-Поль Бельмондо с юности восхищался Жаном Габеном, с которым ему, между прочим, посчастливилось встретиться на съёмочной площадке («Обезьяна зимой» /1962/). Ныне, по прошествии полувека, можно с уверенностью заявить: оба «священных чудовища» по праву заняли место рядом с собственным кумиром.

__________
1 – Особо восторженные поклонники утверждали, что чуть ли не единственным, но это, конечно, не соответствует действительности.
2 – Будущий лицедей появился на свет 9-го апреля 1933-го года в местечке Нёйи-сюр-Сен.
3 – Из интервью, данного Жану-Пьеру Лавуанья, которое можно прочитать здесь: http://www.kinoart.ru/magazine/03-2005/experience/belmondo0503/
4 – Думается, именно по этой причине французский актёр стал кумиром для своих коллег из Гонконга, Джекки Чана и Чоу Юн-Фэта.
5 – За роль Сэма коллеги отметили Жана-Поля премией «Сезар», однако он отказался принять награду, мотивировав решение тем, что Сезар, дизайнер статуэтки, имел неосторожность негативно отозваться о его отце – скульпторе Поле Бельмондо.


Похожие материалы:

Пробуждение смерти

Пробуждение смерти

Скачал недавно с одного из торрентов этот фильм с одной лишь целью – давненько я не смотрел кино с участием легенды 90-х – Жана Клода Ван Дамма.
Франко Неро

Франко Неро

Франко Неро существует как бы в двух ипостасях сразу. С одной стороны он вполне мог претендовать на почётное звание супермена №1 итальянского экрана, причём без уклона в комедию, как многие именитые коллеги: от Адриано Челентано до Теренса Хилла и Бада Спенсера. С другой же – количество ролей актёра, исполненных в остроактуальных, более того, бескомпромиссно прогрессивных фильмах
Изабель Юппер

Изабель Юппер

В части признания со стороны советских зрителей французским актёрам вполне могли позавидовать их коллеги, трудившиеся в прочих капиталистических странах. Даже с голливудскими знаменитостями нашу аудиторию знакомили выборочно – и в силу недружественной идеологической позиции самих артистов, и из-за сложностей в переговорах с крупными кинокомпаниями.
Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 в Париже, в семье известного скульптора Поля Бельмондо. В 1953 году он поступил в Консерваторию драматических искусств в Париже, закончив которую, начал свою профессиональную карьеру на сцене. В 1957 году Жан-Поль дебютировал на экране в фильме «Пешком, верхом и на машине», однако все эпизоды с его участием были вырезаны.
Жерар Депардье

Жерар Депардье

Крупнейший французский актер современности Жерар Депардье не раз назывался "настоящим наследником Жана Габена". В таком сравнении и отсылка к внешности некрасивого, но безумно обаятельного и харизматичного артиста, и признание его выдающегося таланта.

Просмотров: 1850 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Кто посмотрел фильм "Шеф"? Оцените по 5 бальной шкале
Не смотрел и не собираюсь
Не смотрел, хочу посмотреть
+1
+2
+3
+4
+5
Классный фильм!