Лора Дерн

Категория: Статьи | Автор новости: sumr, 13-10-2010, 15:31

Лора ДернМожно узреть известный символизм в том, что Лора Дерн родилась 10-го февраля 1967-го – спустя девять с небольшим месяцев с момента окончания съёмок1 «Диких ангелов». В популярном фильме Роджера Кормана, породившем волну боевиков и триллеров о байкерах, исполнили заметные роли Брюс Дерн и Дайен Лэдд – её будущие родители, добившиеся неплохих результатов в кинематографе. Дело не только в том, что Лора с раннего детства освоилась на съёмочной площадке, дебютировав (без указания в титрах) в шестилетнем возрасте в «Белой молнии» /1973/, а уже в следующем году – отметившись у самого Мартина Скорсезе, в драме «Алиса здесь больше не живёт». Дерн пять раз представала на экране в качестве дочери героини, сыгранной Дайен, а за роли в «Оплетающей Розе» /1991/ обе были номинированы на премию «Оскар», что стало первым случаем в истории Американской академии кинематографических наук и искусств.

Казалось бы, типичный случай продвижения «маменькиной дочки» в Голливуде, где кровное родство и приятельские отношения имеют, чтобы ни утверждали сами артисты, огромное значение. Но ведь Лора Дерн, не согласившись в тринадцать лет с родительницей, которая не позволила ей начать самостоятельную карьеру, отсудила право решать самостоятельно – и приняла участие в создании музыкальной комедии «Начисто» /1982/ Лу Адлера. Да и сама трансформация имиджа молодой актрисы из девочки с невинным взглядом и ангельским нравом в бескомпромиссную бунтарку, на фоне которой меркнут и радикалы 1960-х годов, видится внутренне закономерной.

Из ранних работ представляется особенно важной даже не партия школьницы Дайен («Учителя» /1984/), вступившей в любовный роман с преподавателем, а образ Дианы Эдамс из «Маски» /1985/ Питера Богдановича. Как помним, у этой слепой девушки завязывались тесные, почти перерастающие в романтические отношения с Роем Деннисом (Эрик Штольц), появившимся на свет с непропорционально большим черепом и изуродованным лицом, что для его матери-«хиппи» послужило особого рода наказанием за грехи бурной молодости. Вместе с Роем Диана поневоле олицетворяла собой то невесёлое наследие (в физическом, а равно и моральном плане), что «дети цветов» оставили собственным потомкам. Однако прорыв в творчестве Лоры Дерн состоялся годом позже.

Пожалуй, именно плодотворному совместному творчеству с Дэвидом Линчем актриса обязана своими главными актёрскими достижениями. Уже в «Синем бархате» /1986/ прославленный режиссёр-авангардист поручил ей ответственную миссию – воплотить образ Сэнди Уильямс, милой и застенчивой девушки, выступающей заочной оппоненткой Дороти Вэлленс итальянки Изабеллы Росселлини. Тот факт, что Джеффри Бомон в итоге остаётся с ровесницей из приличной семьи2, поборов влечение к сексапильной певичке, истязаемой психопатом Фрэнком Бутом, знаменовало его избавление от навязчивых кошмаров наяву.

Сотрудничество с Линчем было с блеском продолжено спустя четыре года. В «Диких сердцем» /1990/ Лора предстала уже преображённой – воистину необузданной натурой Лулой Форчэн, истово жаждущей свободы и сбегающей от своей деспотичной матери Мариэтты (естественно, Лэдд) вместе с пылким возлюбленным Сэйлором Рипли в исполнении Николаса Кейджа. Её игру, построенную на внезапных перепадах настроения, переходах из состояния аффекта в глубокую задумчивость, так же сложно описать, как и взвинченную, невероятно плотную, изощрённую стилистику самой ленты, отличающейся бешеным ритмом и намеренным перебором в изобразительных средствах. По-видимому, режиссёру показалось мало – и он явил остроумное послесловие, сняв на телевидении среднеметражный фильм «Индустриальная симфония №1: сон девушки с разбитым сердцем» /1990/, где «проигрывается» альтернативный вариант судьбы неукротимого тандема.

Что же касается третьей крупной постановки мастера, в которой блеснула Лора Дерн, то «Внутренняя империя» /2006/ ввела в ступор даже профессионалов. Хочется верить, что фильм, как это уже бывало с линчевскими работами, опередил своё время и что усилия Дэвида по лоббированию актрисы членам киноакадемии потому и не принесли плодов. Как актриса исполнила режиссёрскую сверхзадачу? Идёт ли речь о её раздваивающейся героине или уже о самой исполнительнице? Надеюсь, вопросы не останутся без ответа...

Впрочем, Дэвид Линч всё же не был единственным, кто по достоинству оценил талант Лоры Дерн. Больших похвал заслуживает, в частности, роль девушки по имени Роуз – «оплетающей розы», влюбляющейся в пожилого мужчину (Роберт Дюваль) и оказывающейся невольной виновницей возможного распада его семьи. Массовый зритель лучше всего запомнил, безусловно, интеллигентную и умную Элли Сеттлер – специалиста по палеонтологии, встречающуюся лицом к лицу с ожившими доисторическими рептилиями в спилберговском «Юрском парке». Но особым блеском отмечена партия «гражданки Рут», получившей от Александра Пэйна столь лестную характеристику потому, что, будучи судимой наркоманкой, сумела попасть в средоточие давнего спора между сторонниками и противниками абортов и... принять решение, выгодное для себя лично. Забавная трансформация имиджа!

Может сложиться впечатление, что Лора Дерн не слишком интересуется коммерческим успехом картин со своим участием, хотя периодически и снимается в потенциально кассовых лентах вроде «Октябрьского неба» /1999/, «Доктора Т и его женщин» /2000/, «Одиноких сердец» /2006/, «Маленьких Факеров» /2010/. Ей, очевидно, гораздо интереснее скромные психологические драмы (например, «Мы здесь больше не живём» /2004/) или актуальные телевизионные проекты ¬– вроде картин «И спустился ворон» /1995/ и «Пересчёт» /2008/. Зато подобная тактика позволяет быть уверенным: зрители помнят Лору Дерн за её актёрские достижения, а не благодаря мощной рекламе блокбастеров, отмеченных участием «звезды».


Похожие материалы:

Барбара Херши

Барбара Херши

На съёмках молодёжной драмы «Последнее лето» /1969/, заслужившей высокие оценки критиков и несколько номинаций на премию «Оскар», но... получившей предельно строгий рейтинг «X» из-за натуралистичной сцены изнасилования, произошёл странный инцидент. Один из эпизодов, в котором предполагалось занять чайку, переснимался несколько раз – и после последнего дубля режиссёр Фрэнк Перри объявил, что бедная птица была случайно убита.
Дайен Китон

Дайен Китон

Многие друзья называют Дайен1 Китон «Энни». Прозвище закрепилось за «звездой» после исполнения ею своей, наверное, лучшей роли – красавицы и интеллектуалки Энни Холл, принёсшей россыпь наград2, а много позже, в 2006-м году, включённой авторитетным журналом Premiere в число 100 величайших достижений актёрской братии за всю историю кинематографа.
Сьюзан Сэрэндон

Сьюзан Сэрэндон

В творческой биографии Сьюзан Сэрэндон (или Сарандон) было два серьёзных взлёта, перемежающихся периодами некоторого затишья. Во-первых, это 1970-е годы, одарившие начинающую артистку неслыханным везением. А во-вторых, 90-е, особенно первая половина десятилетия, когда престиж Сьюзан достиг такого уровня, что её ставили в один ряд с Мерил Стрип
Риз Уизерспун (Лора Джин)

Риз Уизерспун (Лора Джин)

Лаура Джен Риз Уизерспун появилась на свет 22 марта 1976 года в Нэшвилле в семье медиков. Предок ее отца – Джон Уизерспун – являлся шестым президентом Принстонской академии и был одним из тех, кто подписал Декларацию Независимости США. Будучи ребенком, Риз во всем стремилась подражать родителям и до поры до времени не мыслила себя никем, кроме врача.
Вайнона Райдер

Вайнона Райдер

Вайнона Райдер родилась 29 октября 1971 года, американская актриса. Настоящее имя — Вайнона Лора Горовиц. Родители Вайноны Синтия и Майкл Хоровиц — потомки еврейских эмигрантов из России и Румынии

Просмотров: 1946 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Ванесса Паради и Одри Тоту. Кто?
Ванесса Паради
Одри Тоту