«300 спартанцев» Джека Снайдера

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 7-01-2010, 00:00

«300 спартанцев» Джека СнайдераCагу о 300 воинах, которые погибли геройской смертью в Фермопилах, останавливая вторжение персидских армий Ксеркса, критиковали как худшее проявление патриотического милитаризма с очевидными аллюзиями на напряженную атмосферу в Иране и последние события в Ираке. Но так ли все просто? Фильм можно защитить от этих обвинений.

Прежде всего, нужно обратить внимание на два важных аспекта. Первый касается собственно сюжета. В основе история о маленькой и бедной стране — Греции, в которую вторгаются войска страны большой — Персии, с более развитой военной техникой (разве персидские слоны и огромные горящие стрелы не были для древних своеобразным аналогом высоких технологий?). Когда на последнюю уцелевшую группку воинов во главе с царем Леонидом обрушивается град из тысячи стрел, мы видим, что спартанцев уничтожает хорошо экипированное войско персов, управляющих сложным оружием с безопасного расстояния. Не напоминает ли это солдат США, запускающих одним нажатием кнопки ракеты с военных кораблей в Персидском заливе? Кроме того, слова Ксеркса, когда он пытается убедить Леонида принять персидское господство, мало похожи на слова мусульманского фанатика-фундаменталиста. Ксеркс пытается поставить спартанского царя на колени, обещая ему мир и чувственные наслаждения, если Спарта войдет в Персидскую империю. За формальный жест подчинения персам спартанцы получат власть над всей Грецией. Разве не того же требовал президент Рейган от сандинистского правительства Никарагуа? Всего-то ничего — сказать США «Hey uncle!» Персия при Ксерксе изображена в фильме как многокультурный рай, где каждый волен выбрать образ жизни по вкусу. Все здесь участвуют в вакханалиях, — люди разных рас, лесбиянки, геи, калеки. Не похожи ли спартанцы, с их дисциплиной и духом самопожертвования, скорее на талибов, защищающих Афганистан от американских захватчиков (или, что ближе к истине, на элитный отряд Иранской революционной гвардии, готовой, жертвуя собой, отразить американское вторжение)? Что могут противопоставить греки превосходящим силам противника? Дисциплину и дух самопожертвования. Как говорил Ален Бадью: «Нам нужна всеобщая дисциплина. Я бы даже сказал /.../ у тех, кто не имеет ничего, есть только дисциплина. У бедных — лишенных финансовых и военных возможностей, власти, есть только дисциплина и способность действовать сообща. Эта дисциплина — уже форма организации». В нашу эру гедонистической вседозволенности как господствующей идеологии пора левым перенять такую дисциплину и дух самопожертвования. И нет ничего фашистского в этих ценностях.

Но и фундаментализм спартанцев не столь однозначен. Программное заявление в конце фильма, определяющее установку греков — «против засилья мистики и тирании, вперед к светлому будущему», в дальнейшем ставшее принципом свободы и разума, звучит как простейшая просвещенческая программа, даже с коммунистическим уклоном. Вспомните, в начале фильма Леонид категорически отказывается реагировать на предупреждение продажных оракулов, которые говорят, что богам не угоден военный поход против персов — и как мы узнаем в финале, эти самые оракулы, якобы получавшие божественные послания в экстатическом трансе, были подкуплены персами, так же как и тибетский оракул, который послал в 1959 году Далай-Ламе приказание покинуть Тибет и услуги которого, как мы знаем теперь, оплачивались ЦРУ.

Не кажется ли при этом абсурдным, что чувство собственного достоинства, свобода и разум зиждятся на жесткой военной дисциплине, доходящей до того, что слабых детей сбрасывают со скалы? Эта «абсурдность» — просто цена свободы. Ведь свобода не бесплатна, как это показывают в фильмах, она не дана изначально — ее обретают в тяжелой борьбе, в которой каждый должен быть готов поставить на карту все. Спартанская дисциплина не просто внешне противопоставлена афинской либеральной демократии — это неотъемлемое условие ее существования, его основа. Свободный разум может появиться только в условиях жесткой самодисциплины. Истинная свобода — не та, которая позволяет выбирать с безопасного расстояния, как выбирают между клубничным и шоколадным тортом; подлинная свобода неотделима от необходимости. Человек только тогда по-настоящему выбирает, когда его выбор становится вопросом жизни и смерти, когда иначе нельзя. Когда родина под гнетом оккупации и лидер сопротивления призывает на борьбу с захватчиками, он не говорит, мол, выбор за тобой. Вопрос ставится по-другому: «Не хочешь, чтобы тебя втоптали в грязь? Тогда другого выбора нет». Неудивительно, что все борцы за равноправие Нового времени, от Руссо до якобинцев, обожали Спарту и представляли республиканскую Францию как новую Спарту: источник духа освобождения в спартанской дисциплине, которая вдохновляет, несмотря на непривлекательные стороны ее общественной морали, безжалостную эксплуатацию и угнетение рабов и т.д.

Стоит обратить внимание и на то, как фильм сделан: он от начала до конца снимался на складе в Монреале — и задний план, и большое количество персонажей и объектов, смоделированных на компьютере. Графический второй план будто бы ассимилировал и живых актеров, которые часто предстают как сошедшие со страниц комикса (фильм основан на истории в картинках, созданной Фрэнком Миллером). Более того, цифровой фон создает замкнутое пространство, будто история происходит не на просторах реальности, а в искусственно сконструированном замкнутом мире. И в эстетическом плане это шаг вперед по сравнению со «Звездными войнами» и «Властелином колец»: хотя в этих фильмах тоже многие персонажи и объекты второго плана созданы компьютерной графикой, тем не менее, впечатление такое, что смоделированные герои и предметы (элефанты, Йода, орки, дворцы) помещены в реальный мир. В «Спартанцах», наоборот, все главные персонажи — «живые» актеры, помещенные в искусственно созданное пространство, и перед нами предстает гораздо более необычный закрытый мир, киборг-смешение живых людей, вписанных в искусственную среду. Только «300 спартанцев» благодаря такому сочетанию приближаются к тому, чтобы создать настоящее автономное эстетическое пространство.

Смешение разных типов искусства, аллюзии, отсылки к другим жанрам имеют давнюю традицию, особенно в кино; скажем, на многие хуперовские портреты женщины, которая стоит и смотрит в окно, очевидное влияние оказал опыт кино (здесь будто дается кадр без обратного кадра). Впечатляет, что в «Спартанцах» (не впервые, конечно, но гораздо интереснее, чем в том же «Дике Трэйси» Уоррена Битти) технически более развитое искусство (цифровое кино) цитирует менее развитое (комиксы). И таким образом достигается эффект реальности, утрачивающей простоту и безыскусность, предстающей как часть обособленной искусственной реальности, хорошо отражая таким образом наши социально-идеологические проблемы. Критики, утверждающие, что синтез двух искусств в «Спартанцах» не удался, неправы как раз потому, что правы: да, естественно синтез не удался, естественно, мир, который мы видим, разрывают антагонизм, борьба несовместимого, но сам этот антагонизм – свидетельство истинности.

Ключевые теги: драма

Похожие материалы:

300 спартанцев

300 спартанцев

События картины повествуют о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до н.э., когда триста отважных спартанцев во главе со своим царем Леонидом преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Несмотря на численный перевес персов, спартанцы упорную держали оборону, проявив мужество и отвагу. Их бесстрашие и героизм вдохновили всю Грецию на объединение против непобедимого врага, переломив тем самым ход Греко-персидских войн.
300 спартанцев

300 спартанцев

США, 2007, 1 час 57 минут Прокатчик: КароПрокат Режиссер: Зак Снайдер В ролях: Джерард Батлер, Винсент Риган, Лина Хэди, Дэвид Уэнэм, Майкл Фассбендер, Мерседес Леджетт, Родриго Санторо, Том Уисдом, Эндрю Тирнан, Доминик Уэст, Эндрю Пливин, Тайрон Бенскин, Тим Коннолли, Марсель Жаннин
Интервью с Сигурни Уивер

Интервью с Сигурни Уивер

Если в кино и есть эксперт по инопланетной жизни, то это Сигурни Уивер, сыгравшая во всех четырех "Чужих", а теперь вот и в "Аватаре". И интервью он рассказала, как этот фильм должен изменить представления о кино, о то, что сталось с девочкой Ньют из вторых "Чужих" и о том, снимется ли она в сиквеле "Охотников за привидениями". — Писали, будто бы вы чуть ли не с самого Кэмерона "списывали" свою Грейс...
Карен Шахназаров:

Карен Шахназаров: "Нет своей идеологии — будем заимствовать чужую"

Известность пришла к нему в начале 80-х, когда на экраны вышел его фильм "Мы из джаза" — веселый, нежный, чуть ностальгический. Потом были "Зимний вечер в Гаграх", "Город Зеро", "Цареубийца", "День полнолуния", "Яды, или Всемирная история отравлений"... Есть расхожее мнение, что каждый режиссер всю жизнь снимает один фильм. 
300 спартанцев

300 спартанцев

История о подвиге спартанцев, в количестве 300 человек под предводительством царя Леонида сдерживавших наступление несметного персидского войска под предводительством царя Ксеркса в Фермопильском ущелье, известна если не каждому школьнику в мире, то уж российскому точно (программа «История Древнего мира», 6 класс).

Просмотров: 2027 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Сейчас в кино! На что пойдёте?
Люди в черном 3
Диктатор
Прометей