Когда все люди разные: фильм «Стиляги»

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 5-01-2010, 00:00

Когда все люди разные: фильм «Стиляги»Надо сказать, что современное нам телевидение (ток-шоу, реалити-шоу и иные развлекательные передачи) впервые было разработано именно в Третьем рейхе, государстве, как никакое более озабоченном тотальным контролем населения. И Пауль Йозеф одним из первых понял мощь телевидения в данном аспекте, понял, как можно быстро навязать наивным реципиентам практически любой исторический или социологический миф.

Видимо, создатели фильма «Стиляги» позаимствовали у Геббельса указанный принцип — далеко не первый случай в нынешнем отечественном кинематографе. И, надо сказать, небезуспешно позаимствовали: сейчас, когда фильм уже добрался до звания «лучшего российского» и крылатой статуэтки, многие молодые люди (не имеющие собственной наследственной памяти о временах былых) убежденно заявляют, что «молодёжь в пятидесятые желала свержения советского строя». Хотя даже из самого фильма должно быть ясно, что «стиляги» есть небольшая кучка юношей и девушек, сбившаяся в стаю вокруг «Фреда», сыночка высоко сидящего дипломата. То есть на самом деле это не молодёжная субкультура, а результат дифференциации советского общества, образования «элиты» и все более откровенного бравирования «элитой» своим положением. А «молодёжь, желающая свержения советского строя», выходит, бегает за несчастными «стилягами» и срезает с них всё что попало.

Использование хронологической экстраполяции на целых тридцать лет назад посредством интерпретации песен перестроечных и бунтовских 80-х (второй половины) — великолепный приём. С ним авторам удалось создать эмоциональный фон конца существования СССР, выраженный в песне В. Цоя «Мы ждём перемен!». Точнее, подать его под определенным углом. Песня того же Цоя «Восьмиклассница» звучит во время секса в типичной рабочей комнатушке с обшарпанными стенами и подглядывающей в дверной замок старушенцией. Ну как после этого родину не продать — да ещё и блестящей Америке за яркие тряпки и винил Чарли Паркера? Такое настроение нагнетается весь фильм, и кульминацией становится сцена отречения главного героя — Мэлса, — сдача его комсомольского удостоверения. Собрание, где это происходит, оформлено в лучших традициях Замятина-Оруэлла: огромная аудитория с безликой массой «одинаковых серых людей», бездумная толпа; трибуна глашатая и сам глашатай, олицетворяющий великого и ужасного Вождя (комиссар Катя) — и все под одну дудку поют, разумеется, «Скованные одной цепью» Бутусова. На этом фоне Мэлс, сдавший удостоверение, поступил как «настоящий человек» — свободный и непокорный. А на лицах остальных – «скука или страх» (так поёт сам Мэлс чуть раньше). Мол, ничего больше у советского человека, помимо названных эмоций, не было.

И молодёжь (основной контингент кинотеатров при показе «Стиляг» именно потому, что интересно заглянуть туда, куда память не достает), хавая большими порциями это хлебово, бессознательно проводит параллели: «советское — плохо, западное — хорошо; труд — плохо, жизнь на чужой счет — хорошо» и т.д. И вместо поколения людей, которым искусство могло бы компенсировать недостаток памяти хотя бы о недавнем прошлом, формируется поколение Иванов, не помнящих родства.

Конечно, нельзя сказать, что в Советском Союзе всё было прекрасно, что тогда не было проблем, о которых сообщается в фильме. Но ведь никому не придет в голову, что обаяшка Мэлс, разговаривая с комиссаром Катей о причинах своего предательства (до того как присоединиться к «стилягам» он был активистом комсомола), полностью переиначил сущность человеческой свободы — так же, как это сделали ныне либеральные ценности, помноженные на американский образ жизни. Мэлс говорит, что ему нравится, «когда все люди разные». «Я такой, а ты такая». Спору нет, просто замечательно, когда мир разносторонний, многоликий. Но одна простая вещь никак не приходит и не может прийти голову ни Мэлсу, ни миллионам его зрителей сегодня: разноликость и индивидуальность не достигается за счёт напяливания на себя попугайской одежды и завивания умопомрачительных причёсок. Оригинальная личность — не та, у которой пиджак в клеточку, а не в полосочку, да ещё и в оранжевую, а не в серую. В конце концов, два выглядящих абсолютно одинаково человека могут быть совершенно разными людьми, разве не так? С этой точки зрения «стиляги» как раз и есть истинное стадо, которое — все как один — тащится от джаза, рок'н'ролла, но прежде всего — от ярких тряпок и американского стиля жизни. Да мне бы даже поговорить с ними не о чем было, окажись я там! О чём разговаривать с человеком, если на уме у него только танцы и прочая «веселуха»? От подобной либеральной «свободы» меня уже тошнит. И советские студенты в этом смысле были гораздо более яркими и свободными людьми, которые хотя бы задумывались о том, что такое мир, общество. И понимали, что реальная самостоятельная жизнь — не бродвейский мюзикл. Сегодня есть такие юноши и девушки, лицо которых искажает гримаса ужаса, когда мельком проносится следующая сцена: убелённый сединой старик, идущий по «Бродвею», останавливается у кучкующихся «стиляг» и обрушивает на них шквал праведной критики. Он по две смены на заводе вкалывает, а эти паразиты на теле советского народа — бездельничают. «Стиляги» по-обезьяньи гогочут, исполняя ритуал подросткового самоутверждения.

Большей части современной молодёжи они импонируют. Образ жизни, пропагандируемый фильмом, давно стал культом среди молодых людей. Они действительно считают, что «круче всех тот, у кого самая крутая тачка». Они вправду думают, что человек — это его бумажник и вытекающие из него тряпьё и связи. Они не приветствуют труд — зачем трудиться, когда можно паразитировать, и это даёт даже больше денег, чем работа! Зачем учиться, познавать новое, исследовать мир, думать... То, что большинство людей такой образ жизни приводит к соответствующим последствиям, они не задумываются. Как не задумался бедняга Мэлс, обречённый на несчастливый брак с нежеланным ребёнком. Кстати, его нецеломудренная жена по кличке Польза к концу фильма что-то вроде как осознала, потому и полностью отрешилась от «стиляжного» образа жизни, а на своих бывших друзей смотрела как на полоумных. Вот и пришлось включить финальную сцену, где Мэлс под жизнерадостную песню группы «Чайф» идёт по «Бродвею», окружённый элементами советско-российских молодёжных «субкультур» (хиппи, панки, металлисты, растафари и т.п.). Чтоб не так тоскливо было созерцать крушение иллюзии американской мечты.

Холодная война продолжается.

Ключевые теги: мюзикл, драма, мелодрама

Похожие материалы:

Интервью с Гариком Харламовым

Интервью с Гариком Харламовым

Синопсис "Самого лучшего фильма 3-ДЭ" подозрительно напоминает "Перемотку" Гондри, это случайно так вышло? Напоминает сюжетной линией? Тот факт, что персонажи должны переснимать известные фильмы на свой лад? Эта идея принадлежит далеко не Гондри.
Роберт Инглунд (Фредди Крюгер)

Роберт Инглунд (Фредди Крюгер)

ИМ: Роберт, конечно, вы знаете, как в России тебя знают и уважают за "Кошмар на улице Вязов". Чуть что — пресса очень любит строить заголовки на основе ваших ужастиков. РИ: Так и я Россию люблю и уважаю. У меня такое количество русских друзей... особенно с "Ленфильма". Мало того, что эти люди работают за гроши, так они еще умудряются при этом получать от работы удовольствие. 
Интервью с Томом Крузом

Интервью с Томом Крузом

Вы быстро поняли, что готовы сниматься?— О да! В этом фильме есть всё, что я вообще люблю в кино. Это беспроигрышная смесь экшна, комедии и ярких, необычных персонажей, плюс нетривиальная любовная линия, которая органично вписывается в сюжет. В истории Роя и Джун меня привлекает прежде всего то, что всё, что с ними происходит, мы видим через призму экшна.
Интервью с Дайан Крюгер

Интервью с Дайан Крюгер

— Вы могли бы немного рассказать о фильме «Сокровище нации: Книга Тайн» и о том, как изменилась ваша героиня, Абигейл? — Уже в начале нового фильма заметно, что отношения между Беном и Абигейл сильно изменились. Например, в конце предыдущего фильма Бен и Абигейл разбогатели, и поэтому у них очень изменился образ жизни.
Бойцовский клуб - фильм, которому еще не было равных

Бойцовский клуб - фильм, которому еще не было равных

Фильм, которому еще не было равных, фильм который взбудоражил весь мир! Гений-Дэвид Финчер сделал настоящий концерт из выразительных средств кинематографа, а оригинальный сюжет Чака Поланика не смог не затронуть сознание каждого. Бойцовский клуб — это группа людей, которые собираются после работы и устраивают кулачные бои. Это способ вымещения своей агрессии, негативной энергии. Это попытка вырваться из оков общества, его идеалов в повседневной жизни.

Просмотров: 2969 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
В паре с каким актёром вы бы предпочли увидеть Милу Кунис в одном фильме?
Райан Гослинг
Джерард Батлер
Роберт Дауни мл.