День Выборов

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 19-11-2010, 16:03

День ВыборовСразу оговорюсь: я являюсь пламенным поклонником спектакля «День радио», который смотрел несколько раз, и каждый новый просмотр ребята из «Квартета И» сотоварищи меня смешат. И поэтому мне есть с чем сравнивать киноверсию и от этих сравнений никуда не деться. На мой взгляд, «День выборов» в кино — это крайне неудачная попытка перенести популярный спектакль в другой формат. Это классический пример того, как всё растущие амбиции авторов популярных проектов до добра не доводят.

Начнём с того, что «День выборов» — это не про день выборов, а про дни выборов. И отсюда сразу вытекает очень много проблем. Что такое комедийный спектакль, где действие длится в течение одного дня? Это примерно двухчасовое зрелище, где характеры намечены пунктиром, а зрителя смешат многочисленные гэги, грамотно вкраплённые в общую чёткую структуру безумной комедии. А что такое фильм, где действие длится неделю? Это уже история, где характеры должны иметь развитие. И вот здесь мы наблюдаем не самую радостную картину: а актёрские таланты ребят из «Квартета И», при всей моей к ним любви, нельзя назвать выдающимися. Как только в фильме появляются нотки драматизма, главные герои вдруг «деревенеют» и стараются побыстрее всё свернуть на шутку — в родную для себя стихию. Однако нельзя забывать, что когда слишком много комедии, может начаться трагедия, и два часа потенциально мегасмешного зрелища легко превращаются в нудную и скучноватую череду не самых удачных гэгов.

Помимо актёрских проблем у фильма есть ещё одна проблема — это режиссёр. С какого перепуга народную комедию позвали снимать Олега Фомина, отметившегося таким «шедеврами» комедийного жанра, как сериалы «Холостяки» и «Next-3» (!!), понять очень сложно. В такой раздолбайской атмосфере, что явно присутствовала на съёмочной площадке «Дня выборов», нужна была жёсткая рука, которая бы всё контролировала и учитывала все нюансы. А этого не вышло. И так как у сценария, написанного семью няньками, тоже были проблемы, то ничего хорошего у слабого режиссёра выйти и не могло в принципе.

Сценарий, судя по всему, писался так же, как предвыборная кампания в фильме — с морем пива и диким хохотом, причём логика сюжета была местами просто потеряна. Например, в сюжете появились стопроцентно левые пассажиры, без которых оный бы и не пострадал совсем. И таких невнятных героев была масса. Вот замечательная Елена Шевченко всю дорогу изображала жеманную красотку, соблазняющую мужчин. Что она подруга того самого Эммануила Гедеоновича, можно понять лишь за экватором фильма, но и это её качество мало объясняет её местонахождение на теплоходе предвыборной кампании.

Более того, у неё постоянно есть спутница, которая является то ли её дочерью, то ли товаркой, то ли ещё кем, а занимается юница переноской собачки дамской породы и демонстрацией своих юных прелестей. Такое впечатление, что это подруга кого-то из продюсеров фильма, ну очень захотевшего увидеть её в кадре. Или ещё один — режиссёр областного драмтеатра в исполнении Евгения Стеблова. Хорошо, придумали его, он даже успел показать свою провинциальную лоховость и рассказать, как будет режиссировать предвыборную компанию. А потом про него просто забыли и вспомнили ближе к концу фильма, когда понадобилось поработать в кадре с «Чайфом» и отдать 53 рубля неизрасходованных денег. Так в чём же заключалась деятельность этого главрежа, что вся она осталась за кадром, зачем такой персонаж вообще нужен? Та же петрушка с героем Михаила Ефремова, который в первых кадрах грабит батюшку, присваивает все его вещи и имя и непонятным образом попадает на пиар-корабль, где бухает весь фильм и однажды разражается речью.

Ещё одна проблема фильма — это постоянное изображение пьянства и его последствий. Понятное дело, что путешествие по Волге на теплоходе с пиар-целями предполагает возлияния, но когда толпа народа фальшиво и малоталантливо без конца изображает бухих в зюзю личностей, это элементарно надоедает. Особенно отличилась Нонна Гришаева, которая решила, что пьяный человек — это непременно икающее тело человеческого пола, несущее околесицу.

Ну а главная проблема заключается в том, что «День выборов» — это такой капустник в самых худших традициях передачи «Аншлаг», когда господа юмористы садились на корабль и занимались чёсом по Волге. Конечно, авторы фильма уверяют, что держали в уме теплоход «Антон Рубинштейн» из «12 стульев» (в фильме теплоход именуется «Сергей Абрамов»), однако если видишь «Аншлаг», то Ильф и Петров здесь не при чём. Олег Фомин сотоварищи не нашёл ничего лучшего, как зазвать в фильм нереальное количество звёзд, одно перечисление которых займёт несколько строк. Звёзды появлялись и исчезали, представая в разных, порой очень непривычных для себя образах. И их в фильме много, очень много, отчего юмор «Квартета И» как-то постепенно сходит на нет из-за постоянных звёздных типа комедийных камео. Лично на меня это дуракаваляние производило обратный эффект (и судя по редкому смеху в зале, на других зрителей тоже). Вот скажите, это очень смешно, когда братья Кристовские из «Умытурман» изображают трансвеститов? Посмотрев на пошло накрашенные губы старшего из братьев, можно было элементарно испытать чувство омерзения. Загримированных под колхозных певцов советского периода Шуру и Леву из «Би-2» можно было только пожалеть. Среди коллег по цеху эдаким гоголем смотрелся Шнур, который отказался играть роль и упорно орал матерную песню в микрофон. Иногда даже предсказуемость и постоянство выглядят неплохо.

В фильме было полно отсылок ко «Дню радио», причём использование уже известного юмора дало обратный эффект. Поглядев на всё это кривлянье разных музыкантов, понимаешь, насколько всё-таки артистически одарены Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай». То, что они делали в «Дне радио», пародийно перевоплощаясь в героев эстрады, было высшим пилотажем. В фильме же их номера в исполнении других музыкантов вызывают тяжкое недоумение. Например, особо смешным, видно, казалось создателям дать спеть композицию «Учительница первая моя» группе «Иванушки Интернешнл», на которую, собственно, эта пародия и писалась. Где тут юмор, надо долго выяснять. Уже упомянутая группа «Би-2» натужно попыталась спеть такой хит спектакля, как «Ночной ларёк», а апофеозом анемичности стал Андрей Макаревич и Георгий Мартиросян, которые исполнили (правда, пел только «машинист», а артист зачем-то стоял рядом) забойную песню «Снежинка». Да, кто-то в зале засмеялся от вида Макаревича в свитере и вязаной шапочке и крутого текста, но эти люди явно не видели, как играет (во всех смыслах) «Снежинку» Алексей Кортнев. Увы, лидеру «Несчастного случая» не дали спеть ни одной песни, позволив взамен сыграть эпизодическую роль (о персоналиях чуть ниже).

Теперь о том, что в фильме «День выборов» нет из того, что было в спектакле «День радио». В фильме вы не услышите голоса Эммануила Гедеоновича Виторгана, изображающего хозяина «Как бы радио» Эммануила Гедеоновича. Также вы не увидите Михаила Полицеймако, давно уже выбывшего из проекта и заменённого на Максима Виторгана. А лучше бы было вернуть всё на круги своя: и голос Виторгана-старшего, и диджея Макса в лице Полицеймако, на мой взгляд, самого смешного в «Дне радио». Кстати, в фильме вы не должны видеть и Михаила Козырева, отчаянно переигрывающего в роли директора «Как бы радио» — он не значится в титрах как актёр, хотя у него в фильме несколько эпизодов.

Есть ли в фильме удачные моменты? Несомненно есть, причём, если вы не видели спектакли «Квартета И», то таких удач для вас будет больше. Всё-таки комедийный дар у Ростислава Хайта и компании достаточно мощный, отчего выдавать эпизодические смешные моменты они могут, хотя в целом ожидать от них можно было гораздо большего, особенно с учётом того, что в кино возможности практически безграничны. А паразитировать на уже раскрученных образах — особого ума не надо.

Пробегусь по персоналиям. С тремя участниками «Квартета И» (Ростиславом Хайтом, Леонидом Барацем и Александром Демидовым) всё ясно — их персонажи законсервированы и выдают только те реакции, что предполагались в спектакле. Это иногда смешно, но в целом навевает скуку. Попытался измениться четвёртый участник квартета Камиль Ларин (кстати, наш земляк), чей персонаж, вечно бухой техник, почти всю поездку борется с алкоголем. Однако его киномучения приводят к тому, что он становится невероятно похож на героя Семёна Стругачева из «Особенностей национальной охоты».

Местами радовал Василий Уткин (его шутка про «Му-му», по-моему, вообще лучшая в фильме), сыгравший такого большого доброго и нелепого человека, хотя отсутствие хороших артистических данных у футбольного комментатора заметно невооружённым глазом.

Пара Максим Виторган-Нонна Гришаева выглядит просто чудовищно — их непростительно много в кадре, а играть толком они не играют, так как всё время что-то делят, пьют и посредственно изображают пьяных людей.

Достаточно неплохо в роли ряженого батюшки смотрится Михаил Ефремов — его бы персонажу ещё обоснования, что он делает в фильме, а то он иногда просто неприкаянно бродит по экрану, не зная чем заняться.

Увы, Алексею Кортневу досталось сыграть казачьего атамана, что он сделал, по моему мнению, крайне неудачно: пока он ещё молча едет в люльке мотоцикла (для прикола авторы фильма пересадили казаков с нормальных коней на «железных», к тому же ударение в слове «казаки» делалось всё время на втором слоге), это выглядит забавно, но когда он начинает шокать и окать, то становится как-то неловко за талантливого артиста.

Про ляпы даже говорить уже не хочется, хотя современные сотовые телефоны в 2001 году (именно к этому времени относится время действия фильма) выглядят забавно.

Фильм Олега Фомина «День выборов» — такая откровенная залепуха, что даже диву даёшься. Всё то, что играло на театральной сцене, на экране выглядит по большей части фальшиво и не смешно. Посмотреть и хоть немного посмеяться можно разве что не знакомым с творчеством «Квартета И» людям. Фанатам «Дня радио» крайне не рекомендую — разочаруетесь.


Похожие материалы:

Ростислав Хаит

Ростислав Хаит

Ростислав Хаит родился в Одессе 21 сентября 1971 года. Отец — Валерий Хаит — легендарный капитан команды Одесского КВН 1967—1970 годов (с 1986 по 1990 — художественный руководитель «Джентльмен-шоу»). В 1978 году Ростислав учился в Одесской школе вместе с Леонидом Барацем, ставшим его коллегой в «Квартете И».
Леонид Барац

Леонид Барац

Леонид Барац родился 18 июля 1971 года в Одессе, СССР. С 1991 года состоит в браке с актрисой Анной Касаткиной-Барац (сыграла роль Анны в ленте «День Радио»), от которой имеет двоих дочерей: старшая – Елизавета, младшая – Ева.
Камиль Ларин

Камиль Ларин

Камиль Шамильевич Ларин родился 10 ноября 1966 года в Волгограде. По национальности татарин. Окончил Волгоградский энергетический техникум. В 1993 году окончил эстрадный факультет ГИТИСа (художественный руководитель курса Владимир Сергеевич Коровин).
Александр Демидов

Александр Демидов

Александр Демидов родился 22 октября 1970 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1988 году поступил на эстрадный факультет ГИТИС (художественный руководитель курса Владимир Коровин), окончил в 1993 году
**День Радио

**День Радио

Спустя всего несколько месяцев со дня выхода в прокат фильма «День выборов», основанного на одноимённом спектакле, «Квартет И» выдал ещё одну киноверсию своего спектакля — на этот раз киноадаптации подвергся первый театральный хит артистов «День радио».

Просмотров: 2342 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Тони Старк (Железный человек) и Шерлок Холмс?
Тони Старк
Шерлок Холмс