Армен Джигарханян

Категория: Актеры | Автор новости: sumr, 16-05-2010, 19:21

Армен ДжигарханянРодился 3 октября 1935 года в городе Ереван. Армен Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.

Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама, Елена Васильевна, хорошо владела русским, она и отвела сына в русскую школу.

Армен Борисович вспоминает: "Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках - я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры".

Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.

Начало творческой деятельности

По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву - поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям не понравился акцент юноши, и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию "Арменфильм", где проработал год.

В 1954 году Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников "системы" Станиславского, может быть, в национальном преломлении.

Одновременно уже с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными - от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш ("Гроза" А.Н.Островского), Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер ("На дне" М.Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина ("Именем революции" М.Шатрова).

Первые роли в кино

Как и каждый актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года Джигарханян несколько раз пробовался в разные картины. Наконец, ему доверили роль молодого рабочего Акопа в фильме "Обвал" (1960). Затем он сыграл учителя Александра в картине "На рассвете" и роль в фильме "Воды поднимаются".

В 1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна "Здравствуй, это я!", который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего героя, и всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант. Не случайно, что сам Армен Борисович во многих справочниках именно с картины "Здравствуй, это я!" начинается фильмография этого замечательного актера.

Уже, начиная с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна. Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная цельность и обаяние. Так в приключенческом телесериале "Операция "Трест" (1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.

Отдельно стоит упомянуть роль в лирической киноповести "Треугольник", вышедшей в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении, да и сам он до сих пор считает ее своей лучшей работой.

Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош" М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян правда был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.

Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А.А.Фадеева (постановка М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание" Т.Уильямса - накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, "отрицательный".

Начиная с конца 60-х Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его киноработ становилась событием. В знаменитых приключенческих лентах "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или снова неуловимые" он сыграл белогвардейского капитана Овечкина, в историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар" - комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь" - неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна... Герои Джигарханяна неизменно притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические фильмы.

Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Армен Борисович вспоминает об этом фильме: "Хороший фильм. Там звезды сошлись - не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о "Тете:", но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение".

Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимается в кино. Особую любовь зрителей принесла ему роль Карпа - угрюмого горбатого главаря шайки "Черная кошка" в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979). Сам Армен Борисович признается, что любит этот фильм: "Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. ...В данном же случае сошлось все: хорошая литература - братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная", но о самой роли отзывается скептически: "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией..."

Через год Джигарханян сыграл Фарричетти в криминальной политической драме Семена Арановича "Рафферти" и профессионального убийцу Макса Ришара политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43".

В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах: "Жизнь Клима Самгина" (Варавка), "Маскарад" (Казарин), "Рецепт ее молодости" (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля "Закат".

На протяжении всех этих лет, ежегодно выходит не один, а несколько фильмов с участием Армена Борисовича. Причем, любопытно то, что, обладая характерной внешностью, он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев, людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки. К настоящему времени на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно, что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей.

Дочь Джигарханяна Елена Арменовна погибла в 1987 году в возрасте 23 лет в результате несчастного случая — отравилась угарным газом в автомобиле.

За большой вклад в развитие советского искусства Армен Джигарханян был удостоен звания «Народный артист СССР» и награждён правительственными наградами.

В 2006 году Армен Джигарханян принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».


Похожие материалы:

Взрослая дочь, или Тест на...

Взрослая дочь, или Тест на...

Длительность: 91 мин. Жанр: Комедия, Мелодрама, Отечественные Год выхода: 2010 Производство: Россия Режиссер: Мгер Мкртчян В ролях: Инна Капнулина, Максим Блинов, Сергей Горобченко, Дмитрий Марьянов, Илья Шакунов, Олег Тактаров, Олеся Судзиловская, Ольга Николич, Евгения Хиривская, Нелли Неведина, Гела Месхи, Александр Константинов Продюсер: Армен Медведев, Геворг Нерсисян, Аркадий Григорян
Александр Абдулов

Александр Абдулов

Родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске, в театральной семье. Отец — Абдулов Гавриил Данилович, был создателем и художествен ным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в городе Фергане. Актерская карьера Александра началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлевские куранты».
Гарик Харламов - у меня двоякое ощущение

Гарик Харламов - у меня двоякое ощущение

Я могу сказать, что у меня двоякое ощущение. Одно дело – сниматься, когда тебе роль принесли. И совсем другое – когда ты по ходу съёмок ещё и всё придумываешь, когда роль возникает на глазах. Её можно было щупать руками и думать, куда вертеть.
Самый лучший фильм

Самый лучший фильм

Жанр пародии на другие фильмы в США уже давно оформился, обрёл своё название «Очень страшное кино» (Scary Movie) и имеет определённую популярность. Немудрено, что в России тоже захотели развить этот жанр, ведь тему «Догнать и перегнать Голливуд» с повестки дня никто не снимал. В принципе, рецепт подобного кино достаточно прост: за основу берётся пара-тройка известных пародируемых картин, а по ходу вплетаются пародии ещё на какие-нибудь не менее известные фильмы.
Домовой

Домовой

Год: 2008 Жанр: Триллер Страна: Россия Длительность: 104 мин. Режиссер: Карен Оганесян В ролях: Константин Хабенский, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Армен Джигарханян, Анатолий Семенов, Виталий Кищенко, Рамиль Сабитов, Александр Чутко

Просмотров: 2685 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:
Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Жанр: Публикации
Как определить надёжность букмекера, какие бонусы можно получить и как ими пользоваться.

Опрос:
Ванесса Паради и Одри Тоту. Кто?
Ванесса Паради
Одри Тоту