Как я провёл этим летом

Категория: Рецензии | Автор новости: sumr, 15-04-2011, 22:58

Как я провёл этим летомТрудно в это поверить, но вроде что-то сдвинулось в российском кинокоролевстве: успех отечественного фильма на Берлинском международном кинофестивале повлёк за собой достаточно мощную рекламную компанию на внутреннем рынке, отчего зрители, пусть и не достаточно массово, пошли в кинотеатры именно на данную картину. Речь идёт о новой работе Алексея Попогребского с грамматически неправильным названием «Как я провёл этим летом» — победитель Венецианского МКФ «Возвращение» Андрея Звягинцева может только завидовать такому широкому прокату арт-хаус фильма, ведь в своё время ошеломительный дебют Звягинцева получил на родине лишь ограниченный прокат, отчего,его показывали одним экраном.Алексей Попогребский и Борис Хлебниковов, сняв вместе фильм «Коктебель», разом заявили о себе как о талантливых режиссёрах. К счастью, после этой картины их пути-дорожки разошлись и вместо одной, пусть и двойной, творческой единицы зрители получили две равновеликие творческие личности. Оба режиссёра работают в манере, которую бы я окрестил как честный реализм: в их фильмах нет намеренного занижения или завышения, свойственные представителям новой драмы или глянцевого, «ненастоящего» кино. И в то же время их работа отличается, так как Хлебников тяготеет к иронической манере повествования, а Попогребский если и шутит, то весьма сурово. Впрочем, довольно говорить о них двоих, хотя, конечно, жаль, что новый фильм Хлебникова «Сумасшедшая помощь» прошёл почти незамеченным.

«Как я провёл этим летом» — экзистенциальная драма на фоне суровой северной природы. Трудность исполнения да и восприятия заключается в том, что это фильм на двух актёров — натурально в кадре почти до самого финала присутствуют лишь двое. Подобная зацикленность в хорошем смысле этого слова на паре героев сыграла картине добрую службу, отлично проявив талант режиссёра, могущего при минимуме выразительных средств создать такое кино, которое зритель будет увлечённо смотреть на протяжении более чем двух часов.

Вкатываться в фильм достаточно сложно — Алексей Попогребский не стремится сразу объяснить, что происходит на экране. И лишь спустя какое-то время вырисовывается общая картина: на далёкой северной метеостаниции работают двое, матёрый полярник и вчерашний (а то и сегодняшний) студент, которые не очень-то и ладят. Режиссёр ведёт своё повествование не спеша, постепенно погружая зрителя в суровый мир существования фактически за пределами человеческой цивилизации — до ближайшего жилья многие сотни километров, отчего на долгие месяцы два обитателя станции предоставлены сами себе. По ленте Попогребского можно даже изучать работу на метеостанции — уж порядок действий и даже некие нюансы работы специалистов зрители точно запомнят. Но это не учебное кино, отчего механичность действий героев лишь оттеняет хрупкость цивилизованных отношений в этом человеческом микросообществе. Достаточно случиться, причём далеко за пределами станции, некоему событию, как размеренный ритм жизни летит в тартарары. Намечающийся было своеобразный конфликт отцов и детей (матёрый полярник годится студенту в папаши и авторитарно его поучает, тыкая того носом в его косяки) перерастает в экзистенциальную ситуацию, когда один из героев оказывается на пороге жизни и смерти. Развитие и разрешение ситуации будет очень грамотным — с финальным катарсисом, закрепляющим у зрителя впечатление от фильма.

Помимо прочего «Как я провёл этим летом» содержит и социальную критику, адресованную режиссёром и автором сценария Алексеем Попогребским современной молодёжи, не желающей взрослеть. Он вводит даже определение такого инфантильного существа — туриста, всё превращающего в увеселительную прогулку и не желающего ни за что отвечать и нести ответственность. Урок, преподанный в фильме туристу, суров, если не сказать жесток, но весьма конкретен. Тот, кто не воспримет фильм как страшноватую сказку, сделает соответствующие выводы. Тем более автор только наметил возможную траекторию отклонения от нормы: поиск завтрака на скалах и рыба с радиацией — лишь небольшие примеры скорой утраты человеческого облика.

Актёрский тандем Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса, которого Попогребский, судя по всему, будет снимать в каждом своём фильме (как Хлебников Александра Яценко и Евгения Сытого), — великолепен, что не могли не заметить на Берлинаре, где артистам дали общий приз за лучшую мужскую роль. Однако зрительское внимание априори будет больше приковано к дебютанту в большом кино Григорию Добрыгину. И дело здесь не в том, что он переиграл старшего партнёра по съёмочной площадке, а в разности образов. Пускепалису достался уже сформировавшийся герой, чью психику не может поколебать ни страшное известие, ни припадки товарища на станции. Сергей отменно изобразил матёрого мужика, однако его образ не имеет развития. В отличие как раз от персонажа Добрыгина, проходящего в фильме несколько стадий развития — от туриста через временную звероформу к облику мужчины, отвечающего за свои поступки.

Ещё один «Золотой медведь», как известно, был вручён за лучшую операторскую работу Павлу Костомарову, что тоже заслуженно — оператор отлично поработал на общий замысел, не перебирая с красотами и не превращая фильм в передачу «Клуб путешественников», зато отменно передал атмосферу, лёгким движением камеры переходя от макро (большой конфликт людей крупным планом) к микро (человек почти не заметен на фоне бескрайних незаселённых пространств).

Фильм Алексей Попогребского «Как я провёл этим летом» — замечательный образец российского авторского кино, который хорошо бы было посмотреть максимальному количеству соотечественников.


Похожие материалы:

Интервью с Сергеем Соловьевым

Интервью с Сергеем Соловьевым

В прокат вышел фильм "Одноклассники" — новый фильм Сергея Соловьева и его студентки Сони Карпуниной о волшебстве молодости, трудности выбора и необходимости бегства. В интервью Фильм.Ру Соловьев рассказал о втором рождении человека и о том, как надо поступать с ангелами.
12

12

Никита Михалков уже давно стал нашим всем от кино — его так много везде, что поспорить с ним могут разве Фёдор Бондарчук да Сергей Безруков. Тем не менее, несмотря на активную деятельность Никиты Сергеевича, последнюю картину «Сибирский цирюльник», с самым крупным бюджетом всё в той же новейшей истории России и полным провалом на Западе, он снял аж в 1998 году, ещё до дефолта, то есть фактически в другой стране.
Доказательство смерти

Доказательство смерти

 Новая работа автора «Криминального чтива» производит удручающее впечатление.Всем известно, что в юности Квентин Тарантино дни напролёт проводил в дешёвых кинотеатрах за просмотром фильмов категории В
Чистильщик

Чистильщик

Уже были фильмы под названием «Стиратель» и «Уборщик», вот теперь дело дошло и до «Чистильщика», хотя в оригинале вторая и третья картины отличаются лишь определённым артиклем (The Cleaner и Cleaner соответственно). К счастью и к несчастью, фильм не имеет ничего общего со своими собратьями по голливудскому производству. К счастью, потому что совершенно не похож на них (это не боевик и не комедия), а к несчастью, потому что совершенно не отвечает
Ультрафиолет

Ультрафиолет

Вот клинит некоторых товарищей на одной теме, отчего они упорно гнут свою линию. В подобный суровый клинч, похоже, вошёл Курт Виммер, прославившийся своим матрицеподобным «Эквилибриумом». Не успокоившись на подвигах клирика в исполнении Кристиана Бэйла, режиссёр решил сделать женскую версию своего фильма. Задумал и сделал, причём в его новой картине, похоже, сценаристы отсутствовали как класс. Более невнятное и маразматичное зрелище придумать очень трудно.

Просмотров: 1739 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Тони Старк (Железный человек) и Шерлок Холмс?
Тони Старк
Шерлок Холмс