Три улыбки натощак. Алла Сурикова о том, почему она не устает смеяться

Категория: Интервью | Автор новости: sumr, 20-12-2010, 08:57

Три улыбки натощак. Алла Сурикова о том, почему она не устает смеятьсяВ Великом Новгороде Россию звали улыбаться — шел фестиваль комедии. Прибывший из Москвы актерский десант не только народ веселил, но и сам оттягивался. Фестиваль станет традицией — первый за многие годы случай на отечественном кино вдоволь посмеяться. Новгородцам понравилось, остальные завидуют, серьезное дело. О нем — разговор с Аллой Суриковой, которая в перерыве между постановкой фильмов поставила город вверх тормашками.
Приколы и проколы
— Почему — Великий Новгород?
— Новгород — красивый город, есть что гостям показать. К тому же я там снимала свою первую картину "Суету сует", так что город мне не чужой. И там губернатор с чувством юмора — Михаил Прусак. Для меня он стал главным открытием фестиваля. С чувством юмора и без охраны! Впервые вижу чиновника такого уровня, за которым не ходят несколько лбов, никто не сверлит тебя стальными глазами и не ощупывает сверху донизу, хотя, может быть, сейчас это было бы не так уж плохо.
— Самый большой прикол фестиваля?
— Замминистра культуры Дементьева. Прихожу в новгородский Киноцентр, и меня по случаю юбилея хлебом-солью встречает фольклорный ансамбль. И вижу я в ансамбле этом очень знакомое лицо — в сарафане и в ушах две берестяных плошки, которыми мы щаменили аккредитационные удостоверения. Это и была Дементьева. А самый большой прокол фестиваля был у Данелии, которому, опять же по случаю юбилея, подарили фишки для казино, и он их тут же все спустил. Побежденных у нас не было — все получили красивые берестяные грамоты. А те, кто внес вклад в развитие кинокомедии, — Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Виктория Токарева — получили в качестве приза кривое зеркало. А на закрытии фестиваля призы получали победители зрительских конкурсов на лучшую идею кинокомедии, лучшего киномана-эрудита и лучшего режиссера-комедиографа. Всё делалось на голом энтузиазме. Бесплатно оформлялись призы, Никита Богословский бесплатно написал песню "Улыбнись, Россия!" на бесплатные слова Бориса Дубровина, ее бесплатно спел Дима Харатьян и записал на частной студии Андрей Борин. А премьером фестиваля был Коля Караченцов. Нам не хотелось худруков или президентов, а в слове премьер есть что-то театральное, правда?
— А что это был за конкурс на лучшую идею?
— На идею комедии. Организовать его по-настоящему не успели, но жизнь подкинула смешной сюжет "Как Николай Караченцов поезд догонял". Коля в Москве из-за пробок опоздал на поезд и стал догонять его на машине. Три раза почти уже догнал. Я даже сорвала стоп-кран — но не помогло: проводница была на страже, и поезд опять уехал. Только часа в три ночи он нас догнал. Мы его накормили, напоили, спать уложили, а поезд приходит в шесть утра. Караченцов после этого случая так и сказал губернатору: если хочет, чтобы в Новгороде был фестиваль, пусть сдвигает расписание поезда — чтоб люди и не опаздывали и выспаться успевали.
Кривое зеркало
— Почему символом фестиваля стало кривое зеркало?
— А — смешно.
— От искажения действительности?
— Именно. Понимаешь, что бывает еще хуже.
— Ну, а если и действительность кривая? И зеркало ее выпрямит?
— К сожалению, оно не такое всеобъемлющее — видишь только собственную физиономию. Кривое зеркало — улыбка над собой. Разные ведь бывают улыбки. Если хочешь заставить человека улыбнуться, годится очень многое — от шлепка по заду до высоколобой шутки с тройным дном. В идеале такой — трехслойной — и должна быть кинокомедия. Одни засмеются, потому что этот ударил, а тот упал. Другие — потому что увидят в этом намек на политическую систему. Третьи почувствуют в невозмутимости упавшего этакое философское отношение к жизни. Но такого кина практически нет. Какие-то его элементы можно найти в "Осеннем марафоне", в "Не горюй", в "Берегись автомобиля"...
— А в ваших фильмах?
— О себе не говорю, пусть лучше поищут другие. Но вот сейчас заканчиваю сериал "Идеальная пара" по сценарию Александра Лапшина и, сдается мне, там что-то есть. Я не очень люблю сериалы, которые у нас делают. Смотришь — думаешь: "Ну что же так плоско-то?". С другой стороны, понимаешь: трудно проявить второй план за один съемочный день и за две копейки бюджета. Но у нас собралась очень хорошая команда, да и снижать планку нельзя — делаю так, как привыкла. Правда, сценарий был, по телевизионным стандартам, длинным, пришлось сильно порезать. И боюсь, могут потеряться какие-то важные ниточки — их просто не успеют заметить.
— Лирическая комедия?
— Авантюрно-ироническая. Десять серий.
— Идеальная пара — конечно же, два мошенника?
— Не только. Они еще и любовники.
— Ага, "Бонни и Клайд"!
— Скорее так: она — Робин Гуд в юбке, а он — "сын Деточкина". Играют Александр Балуев и Алла Клюка. Наш композитор Владимир Дашкевич сказал, что получилась смешная история, но — очень грустная. Если так, то это мечта каждого комедиографа. Если есть возможность в комедии погрустить, значит — есть второй план.
— О чем кино?
— А я не знаю. Есть критики, они скажут. А я или соглашусь или нет.
— Вы сейчас с севера. Не показалось, что пока мы тут в столице предаемся апокалипсисам, Россия продолжает жить интересно и даже обнадеживающе?
— Не скажу за всю Россию. Но вот студенты мои снимают картины о провинциальных музеях и много ездят: Карелия, Сургут, Иваново, Тольятти, Шушенское... вы давно были в Шушенском? Ну вот. Мы же страны не знаем! Кругом возникают настоящие очаги культурной жизни — причем стихийно и на голом энтузиазме. Студенты приезжают вот с такими глазами.
Смейся, паяц...
— Отчего же тогда комедия исчезла? Фильмы стали мрачными, угрюмыми. Даже те, кто умели смешить, делают это через силу.
— Основания для угрюмства, конечно, есть. Хотя не думаю, что раньше проблем было меньше. Что меньше убивали. Скорее — больше. Просто делалось это тихо-тайно. 37-й год весь перешептывался. А пресса была лучезарна, и в кино шла "Волга-Волга". Народ в массе просто не знал, что у нас людей уничтожали. Сейчас наоборот — раздувается каждый слух, уже не говоря о реальных случаях. Я сопротивляюсь, как могу — наверное, такая внутренняя установка. Может, во мне живет ощущение... миссии — слишком громко звучит? Но что-то в этом роде.
— "Смейся, паяц, над разбитой любовью?" Смех как призвание и социальная роль?
— Когда меня спрашивают, сделаю ли я однажды серьезное кино, отвечаю: не дождетесь! И не потому, что не могу. На самом деле сделать серьезное намного проще — с хорошим оператором, по хорошему сценарию, с многозначительными паузами. Получится вполне фестивальное кино, можно пробиться в Берлин или Торонто. Комедию сымитировать невозможно, но ей дорога на фестивали заказана. Даже на фестиваль женского кино во Франции, где показывают фильмы только рыдающие, про таблетки и аборты, и все жутко несчастные. А если и пригласят, то ничего не дадут. Вот Данелию позвали в Выборг с "Фортуной" — прелестный, умный, светлый фильм. И ничего не дали. Это — позиция. Поэтому я и сделала фестиваль "Улыбнись, Россия!" — комедию надо поддержать!
Счастливый шоппинг
— В "Человеке с бульвара Капуцинов" есть номер с Мироновым — настоящий мюзикл. Стало ясно, что музыку вы знаете, любите и чувствуете — редкое в режиссуре качество.
— Я недавно говорила в Госкино: пришло время мюзикла. Там согласились, но сказали, что это слишком дорогое удовольствие. А попыток у меня было несколько. Дипломная картина "Лжинка" — мюзикл. Потом был мюзикл-авантюра — пробы к фильму "Игра воображения", но его в конце концов снял Пташук. Маленький мюзикл для "Ералаша". Номер из "Человека с бульвара Капуцинов", который по жанру выбивается из фильма, но Андрею Миронову очень хотелось сыграть мюзикл, и я не могла ему отказать. Музыкальный клип "Леди Гамильтон" с Олей Кабо и Колей Караченцовым. И рекламный фильм про счастливый шоппинг. Там у меня кто только не играл — Фарада, Шукшина, Ермольник, "нанайцы", Ромашин, Пашутин... Музыку про шоппинг написал Крылатов, а припев был такой: "Мы в шопе, тарарура, мы в шопе!". Я объясняла заказчикам, что это запоет вся страна. Но они испугались. Так что теперь там поют: "Игра-айте, тарарам". Ну и ладно.

Ключевые теги: Алла Сурикова

Похожие материалы:

Роберт Инглунд (Фредди Крюгер)

Роберт Инглунд (Фредди Крюгер)

ИМ: Роберт, конечно, вы знаете, как в России тебя знают и уважают за "Кошмар на улице Вязов". Чуть что — пресса очень любит строить заголовки на основе ваших ужастиков. РИ: Так и я Россию люблю и уважаю. У меня такое количество русских друзей... особенно с "Ленфильма". Мало того, что эти люди работают за гроши, так они еще умудряются при этом получать от работы удовольствие. 
Катрин Денев: Моя героиня похожа на меня

Катрин Денев: Моя героиня похожа на меня

— У Денев есть дальние предки из нашей страны, русская кровь течет и в вашем сыне Кристиане. Что вы думаете о России? — Я бывала там всегда очень коротко, поэтому самонадеянно было бы считать себя знатоком России. Хотя географически до нее так близко: от Парижа до Москвы всего три часа лету. Но, к сожалению, до фильма "Восток — Запад" у меня не было там серьезных проектов.
Интервью с Томом Крузом

Интервью с Томом Крузом

Вы быстро поняли, что готовы сниматься?— О да! В этом фильме есть всё, что я вообще люблю в кино. Это беспроигрышная смесь экшна, комедии и ярких, необычных персонажей, плюс нетривиальная любовная линия, которая органично вписывается в сюжет. В истории Роя и Джун меня привлекает прежде всего то, что всё, что с ними происходит, мы видим через призму экшна.
Интервью с Тиной Фэй

Интервью с Тиной Фэй

— Чем вас привлекла ваша героиня? — Этот характер абсолютно приземлён, Клэр — одна из нас. Она — работающая мать двоих детей, которая, как и большинство моих знакомых, немного выбилась из сил, изо дня в день воспитывая детей
Интервью с Дайан Крюгер

Интервью с Дайан Крюгер

— Вы могли бы немного рассказать о фильме «Сокровище нации: Книга Тайн» и о том, как изменилась ваша героиня, Абигейл? — Уже в начале нового фильма заметно, что отношения между Беном и Абигейл сильно изменились. Например, в конце предыдущего фильма Бен и Абигейл разбогатели, и поэтому у них очень изменился образ жизни.

Просмотров: 1471 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:

Опрос:
Сейчас в кино! На что пойдёте?
Люди в черном 3
Диктатор
Прометей