АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

Категория: Рецензии | Автор новости: admin, 4-08-2010, 23:21

АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ/ APOCALYPSE NOW/ 
Страна: США
Год выпуска: 1979
Продолжительность: 202 минуты
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Роберт Дюваль, Фредерик Форрест, Альберт Холл, Сэм Боттомс, Харрисон Форд, Деннис Хоппер, Лоуренс Фишбёрн, Дж. Д. Спрадлин, Скотт Гленн и др.
Рейтинг:

"Апокалипсис сегодня" - наряду с "Охотником на оленей" Майкла Чимино - один из первых фильмов, поднявших тему войны во Вьетнаме. Коппола начал съемки всего через год после окончания войны. Фильм был снят по мотивам романа "Сердце тьмы" Джозефа Конрада. К моему огромному сожалению, я не встречала эту книгу ни в русском, ни в англоязычном издании. Обычно сравнение фильма и оригинального литературного произведения позволяет глубже понять режиссерский взгляд на поднимаемые проблемы, увидеть новые нюансы, в конце концов, согласиться с режиссером или отвергнуть его трактовку книги. Увы, не в этот раз. Придется ограничиться фильмом как таковым.

Сюжет. Во время вьетнамской войны спецагент капитан Уиллард (Мартин Шин) получает задание найти и уничтожит сошедшего с ума полковника американских "зеленых беретов" Керца (Марлон Брандо), который создал в отдаленном районе Камбоджи нечто вроде военной диктатуры, государства насилия. Для этого Уиллард должен подняться вверх по реке вглубь страны, охваченной военными действиями.

В ряду фильмов о Вьетнаме и последствиях войны "Апокалипсис", можно сказать, стоит особняком. В том же "Охотнике на оленей" акцент сделан на личной трагедии человека, сломленного войной, на исковерканных человеческих судьбах. Снятый гораздо позднее "Взвод" Оливера Стоуна - это скорее гимн мужеству, силе духа человека, способного выстоять в нечеловеческих условиях и пронести через все ужасы войны чувство собственного достоинства. "Апокалипсис" это кино-притча о безумии. В узком смысле - о безумии отдельного человека, с изуродованной войной психикой, но, в силу обстоятельств, наделенного практически неограниченной властью над другими людьми. В широком - о войне как об апофеозе человеческого безумия, о бессмысленности и беспощадности этой бойни. У меня "Судный день" Копполы вызывает настойчивые ассоциации с "Божественной комедией" Данте. Масштабное, эпическое кино-полотно о путешествии по кругам вьетнамского ада. Невыносимо мрачная, почти сюрреалистическая картина насилия, боли, страданий. Но, самое главное, режиссеру удалось передать ощущение безысходности, бессмысленности этой войны. "Входящие, оставьте упованья". По настоящему эффектно показан "последний круг". Марлона Брандо в роли полковника снимали при подчеркнуто затемненном, особым образом выстроенном освещении, что помогло создать необходимую гнетущую, даже зловещую атмосферу "сердца тьмы". Великолепная операторская работа Витторио Стораро. И заслуженный "Оскар".

Фильм снят с размахом, на высочайшем техническом уровне. Два с половиной часа завораживающего действа. Потрясающий звук, свет. Сцена вертолетной атаки под музыку "Полета валькирий" Вагнера вообще заслуживает почетного места в любом учебнике по кино-искусству, если таковые имеются. При этом Коппола смог добиться существенного синергетического эффекта: все составные части фильма работают на общую идею, усиливая ее, но не мешая целостности восприятия. Проще говоря, свет, звук, спецэффекты - все это не заслоняет собой суть фильма, а, напротив, помогает зрителю понять режиссерский замысел.

В самом первом режиссерском варианте, фильм имел не тот финал, который мы видим сейчас. Изначально повествование обрывалось на сцене, в которой Уиллард становится свидетелем массового людского поклонения новоявленному диктатору, "кровавому божеству" Керцу. В угоду мнению публики, отказывавшейся воспринимать столь неоднозначный, пессимистичный финал, Коппола продлил фильм. История расставила точки над "i", показав проницательность режиссера. Нечто похожее на диктатуру Керца осуществил в Камбодже, печально известный "красный кхмер" Пол Пот. Пусть Пол Пот не имел отношения к американской армии, идеологическая подоплека существенно ничего не меняет. Несколько лет им осуществлялся кровавый террор, геноцид населения собственной страны. И, самое страшное, несмотря ни на что Пол Пот был для миллионов людей богом, достойным поклонения.

Фильмы о войне, снятые с достаточной степенью реализма и объективности, обычно тяжелы для просмотра. Обилие жестких сцен и гнетущая атмосфера здесь не компенсируются ни лихой "закрученностью" сюжета, ни драйвом, с избытком присутствующим в обычных фильмах-экшн. Все это в полной мере относится и к "Апокалипсису". Если смотреть фильм, не вникая в философскую проблематику, не пытаясь проследить за всеми режиссерскими метафорами, если изначально ждать от фильма динамизма боевика, "Апокалипсис" может показаться вялым и излишне затянутым. Однако стоит только подойти к фильму с правильной позиции, открываются его истинные достоинства.

P.S. В завершение, напрашивается "спасибо" в адрес режиссера за отсутствие в фильме излишнего "смакования" особо жестоких сцен, которым грешат некоторые современные мастера кино. Насилие в фильме бывает оправдано целями реализма, исторической достоверности и т.д. Даже в этом случае у режиссера остается выбор: показать ровно столько, чтоб заставить зрителя задуматься, или ввергнуть его в состояние глубокого морального и эстетического шока, вывалив на экран как можно больше зверств и человеческих страданий. Идя по второму пути, режиссер серьезно рискует, что идея его фильма потеряется среди шокирующих сцен, а зритель вынесет из кинотеатра только тошнотворный привкус во рту. К сожалению, бывают случаи, когда присутствие в фильме сцен насилия не оправдано ничем, кроме некой извращенной "альтернативной" моды. Насилие ради насилия? Очень сомнительная целесообразность…

 

Ваш мобильный телефон – это надежный друг и помощник в общении? Ваш телефон – это еще и генератор вашего отличного настроения? Тогда вам предлагается самое интересное и актуальное видео для мобильного телефона в удобных форматах 3GP/MP4, чтобы никогда не было скучно. Заходите к нам, качайте то, что вам пришлось по душе, и проводите каждый свой день на позитиве и с улыбкой на лице, в которую, кстати, кто-то может и влюбиться!


Похожие материалы:

Только лучшие фильмы онлайн бесплатно

Только лучшие фильмы онлайн бесплатно

Скоро состоится очередное награждение лучших фильмов по версии американской кино-академии в Лос-Анджелесе. Это значит, что часть населения, живущая в буквальном смысле «от оскара до оскара», получит возможность приобщиться к мировому киноискусству, пусть даже в условиях телеэфира.
Утомленные солнцем 2: Предстояние

Утомленные солнцем 2: Предстояние

Год: 2010 Жанр: Драма Страна: Россия Длительность: 173 мин. Режиссер: Никита Михалков В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Дмитрий Дюжев, Надежда Михалкова, Владимир Ильин, Михаил Ефремов
ПСИХОЗ

ПСИХОЗ

/PSYCHO/  Страна: США Год выпуска: 1960 Продолжительность: 109 минут Режиссер: Альфред Хичкок В ролях: Энтони Пeркинс, Джанет Ли, Вера Майлс, Джон Гэвин, Мартин Болсам
ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН

ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН

/А CLOCKWORK ORANGE/ Страна: Великобритания - США Год выпуска: 1971 Продолжительность: 137 минут Режиссер: Стэнли Кубрик В ролях: Малколм МакДауэлл, Патрик Маги и др.
НЕЧТО

НЕЧТО

THE THING Страна: США Год выпуска: 1982 Продолжительность: 109 минут Режиссер: Джон Карпентер В ролях: Курт Рассел, Вилфорд Бримли, Т. К. Картер, Дэвид Кленнон, Кейт Дэвид и др.

Просмотров: 2417 | Комментариев: 0

Популярнейшие фильмы:
Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Выбираем надежного букмекера с бонусами - советы новичкам

Жанр: Публикации
Как определить надёжность букмекера, какие бонусы можно получить и как ими пользоваться.

Опрос:
Ванесса Паради и Одри Тоту. Кто?
Ванесса Паради
Одри Тоту